Комфорт и безопасность. Скорее всего, именно эти два слова наиболее емко выражают то, чего горожане ожидают ощутить на зимних улицах от работы коммунальщиков. Но увы… Ежегодно, как только завьюжит, засугробит и заскользит в ответ на чаяния жителей, пешеходов и водителей от коммунальщиков звучит один ответ: «Мы работаем. Но вовремя почистить, вывезти, посыпать мы не успеваем…». Несвоевременность объясняют нехваткой необходимых сил и техники.
Грешит зимними неудобствами городская среда в самых разных уголках страны, прямо как в песне – от Москвы до самых до окраин… Вот давеча журналисты Первого канала решили выяснить как обстоят дела с остановками общественного транспорта в Москве, Твери и городе Отрадном Самарской области. Сюжет под названием «Остановка повышенной опасности» вышел в понедельник, 12 февраля, в программе «Доброе утро». Из названия сразу ясно, что результат работы коммунальщиков выглядел не очень, разве что, где-то убирают чуть получше, где-то – похуже. Но, в общем-то, о четком соблюдении сроков, норм и правил при уборке территорий в условиях зимы остаётся лишь мечтать.
В Гусь-Хрустальном коммунальные службы тоже работают. И тоже есть и «остановки повышенной опасности», и голый лед на дорогах и тротуарах, и замершие в ожидании вывоза горы снега аж до второго этажа. И также на наш звонок об этом в МУП «Спецпредприятие» прозвучал вполне предсказуемый ответ его сотрудника: «Мы работаем согласно графику. Вся техника задействована». Правда, было добавлено: «По всему остальному пишите официальный запрос на имя директора». Ну что ж, ответить письменно с соблюдением установленных сроков имеют право.
Но тут наверняка не ошибемся, если скажем, что поневоле и частенько на ум приходит всякий ругательный негатив, когда некоторые плоды работы коммунальщиков испытываешь на собственном автомобиле или собственных ногах. Например, когда твоя машина то и дело подпрыгивает и виляет на безобразных «колдобинах» городских дорог. Или твое тело «отправляется в стремительный травматологический полет», стартуя с не посыпанного реагентом тротуара. Ну, или когда местом сногсшибательного падения становится остановка общественного транспорта.
А вот государственная инспекция административного и технического надзора нехорошими словами не ругается. Она в соответствии с законом контролирует, проверяет и на основе этого делает выводы о качестве работы тех или иных служб. И если оно (качество) расходится с тем, каким должно быть в соответствии с правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства, то тут уж в ход идут рычаги административного воздействия.
Мы не стали, как говорится, тянуть «кота за хвост» и обратились именно в эту организацию с предложением пообщаться на тему зимней уборки улиц. Оказалось, что у госинспекции имеются претензии к деятельности Спецпредприятия. В контролирующем органе, в частности, указали на то, что в настоящее время (а было это в середине февраля) неудовлетворительно убирается снег на автобусных остановках. Был приведен и еще целый ряд «коммунальных промашек». По правилам работники коммунальной службы должны не только поверхностно сгрести снег с остановки, но и убрать его до асфальтового (плиточного) покрытия! Надо отдать должное, на центральных остановках города (рядом с озером) недели две назад плиточное покрытие виднелось. Но, конечно, применимо ко всем остановкам Гусь-Хрустального такое даже представить трудно… Да что там очистка до асфальта или плитки! Урны для сбора мусора и те вовремя не очищаются, отсутствует обработка противогололедным реагентом, — констатировала результаты своих проверок надзорная инспекция.
А, между прочим, есть и нормативы зимней уборки улиц. Время необходимое для проведения снегоуборочных работ не должно превышать 4-х часов после окончания снегопада. В течение 4-х часов пешеходные зоны должны быть обработаны противогололедными средствами. В сильную непогоду коммунальщики обязаны чистить тротуары после выпадения каждых 5 см снега. На то, чтобы вывезти снег с обочин, у них есть сутки после окончания снегопада.
О степени соблюдения данных правил можно судить по сводкам экстренных служб. Возьмем хотя бы дорожно-транспортную обстановку в городе.
Местное отделение ГИБДД усилило информационную работу с населением. Весь февраль дорожно-транспортные сводки то и дело начинались со слов «в связи с ухудшением погодных условий… и т.д.», а сообщения об очередном ДТП пестрили фразами «водитель не учел дорожные и метеорологические условия, не справился с управлением ТС и…». Вот вам очередная авария. По данным Госавтоинспекции, количество ДТП в зимнюю непогоду увеличилось. Помимо серьезных аварий за полтора месяца с начала года зарегистрировано 116 столкновений транспортных средств с материальным ущербом. Среди основных причин сотрудники полиции называют нарушение водителями правил маневрирования, соблюдения дистанции и бокового интервала. Но здесь не лишним будет добавить, что и голый лед на дорогах, вовремя не посыпанный песком (или каким-либо другим противогололедным реагентом), также вносит свою печальную лепту в список автонеприятностей.
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ ИЛИ ОБЫЧНАЯ ДОРОЖНАЯ ИСТОРИЯ ОТ ОЧЕВИДЦА ДТП. Случилось ДТП в середине февраля на центральном перекрестке Гусь-Хрустального, на пересечении улиц Интернациональной и Калинина. Грузовая спецмашина остановилась на красный сигнал светофора. А вот ехавшая сзади иномарка не смогла своевременно затормозить и въехала аккурат в зад грузовика. Грузовой – ничего, а бампер и капот легкового авто внушительно помялись, фары разбились. К счастью никто не пострадал. Водитель, управлявший иномаркой, оправившись от первого испуга, сразу же указал на то, что тормозить начинал заблаговременно, и тормозной путь тому прямое подтверждение. Но… голый лед на дороге сыграл с ним злую шутку. И тут же водитель пострадавшего автомобиля в безрадостном изречении вспомнил… про работу коммунальщиков.
Ну что тут скажешь… Конечно, зимние условия накладывают свой отпечаток на повышение бдительности и ответственности со стороны водителей: в такое время повышенная скорость – один из злейших врагов для участников дорожного движения. Но ведь и безопасность на дорогах зависит не только от соблюдения ПДД, а также и того, как эти самые дороги содержатся. Такие вот две стороны одной медали.
Не забывают сотрудники ГИБДД предупреждать и пешеходов о повышенной осторожности в неблагоприятных погодных условиях. Да не дай бог, не вовремя поскользнёшься на каком-нибудь нерегулируемом пешеходном переходе… Что говорить, если даже обычных случаев по принципу «упал, очнулся, гипс», по данным городских медиков, только за два первых зимних месяца было зафиксировано 31. Для сравнения: за сентябрь-октябрь обращений к травматологам было 13 (практически в 2,5 раза меньше). А так получается, что через день кто-то на улице ломал руку или ногу. Оно и понятно – гололед, да еще где-то вовремя не очистили, не посыпали, не убрали…
ОБЯЗАННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО КОММУНАЛЬЩИКОВ. К слову сказать, есть обязанности, которые в зимний период должны выполнять не только коммунальные службы, но также физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели – то есть, все те, кто является собственниками зданий, сооружений, владельцами земельных участков. Все перечисленные субъекты обязаны осуществлять уборку от снега и льда закрепленных за ними территорий. Делать это они могут самостоятельно либо с привлечением за счет собственных финансов сил и средств спецорганизаций. Такие обязанности закреплены Правилами по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории МО г. Гусь-Хрустальный и утверждены решением городского Совета народных депутатов от 31.07.2017 г.
По словам сотрудников госинспекции административного и технического надзора, определенные неудобства при уборке улиц представляет брошенный и неисправный автотранспорт. Контроль за эвакуацией таких автомобилей осуществляет отдел ГИБДД и администрация города.
И немного о вывозе снега. Снежная куча, которую мы запечатлели на фото по ул. Набережной в середине февраля, к первому дню календарной весны так и осталась на обочине дороги рядом с проезжей частью. Немного уже осела. Наверное, ждет оттепели, чтобы самой растаять в естественных условиях весны. Да ладно бы – единичный случай…
А вообще когда же и куда увозят собранный снег? И всегда ли с соблюдением нормативов? Вспоминается прошлогодняя зимняя история со снежной свалкой, которую местные власти чуть было не устроили рядом с домами жителей Восьмерки. В декабре 2016 года машины муниципального спецпредприятия стали заваливать территорию на свободном между домами пространстве, под ЛЭП, аккурат на берегу и так уже заросшего и умирающего в этом месте озера. Жители, естественно, заволновались. Стали звонить по инстанциям, и не только городским. Движение камазов прекратилось.
Когда же спустя месяц журналисты поинтересовались у тогдашнего главы города Балахина «Почему так получилось?», ответ последовал такой – «Немножко тут притормознулись». Притормознулись, значит, вовремя не оформили нужные бумаги, и некуда было девать снег. А в результате получилось такое исключение из правил. Кстати, в прошлогодних планах у местного руководства было посмотреть, где еще (помимо района ул. Лагерной и Спецпредприятия) можно определить место под вывоз снега. Может уже и посмотрели. А мы, в свою очередь, посмотрели, что осталось после таких «даров природы» на берегу озера весной 2017 года. В мае среди зеленой травы виднелись черные промоины: то ли от колесивших здесь машин, то ли от присутствовавших в снеге реагентов. А может и от того, и от другого.
О чем говорят такие следы «хозяйственной» деятельности? О том, что ведь не просто так положено вывозить снег в специально отведенные места, или как в крупных городах на снегоплавилки, где его растапливают, превращая в воду. А еще – как можно меньше позволять исключениям нарушать правила и нормативы. Глядишь, станет комфортнее и безопаснее, а на душе «опять весна» наступит вместе с календарной.
Пока же гусевчанам остается пожелать: повышенной бдительности и «спортивного везения» на тротуарах, остановках и дорогах. Всё-таки зимняя погода ещё продолжает «править балом».
ОКСАНА ДОБРОВОЛЬСКАЯ.
Фото редакции