Г. Бюджет на «трехлетку» обсудили с общественностью
На прошлой неделе в Законодательном Собрании области представили проект областного бюджета на ближайшие 3 года. Главный финансовый документ «трёхлетки» является публичным, поэтому, прежде чем утверждать, депутаты традиционно выносят его на общественные слушания.
Основными приоритетами при формировании расходов областного бюджета на ближайшую перспективу остаются – выполнение социальных обязательств перед гражданами и указов Президента РФ. Председатель Заксобрания Владимир Киселёв напомнил, что в бюджете на 3 года сохранены основные приоритеты бюджетной политики – исполнение социальных обязательств, повышение заработной платы бюджетникам, поддержка экономики Владимирской области, поддержка жилищной политики.
Традиционная социальная ориентированность областного бюджета сохранится в 2018 году, более того, проектом бюджета предусмотрены и индексации социальных выплат, как минимум, на размер инфляции. Расходы на исполнение действующих обязательств обеспечены доходами в полном объеме, на исполнение новых обязательств – поступлениями по источникам финансирования дефицита бюджета.
Анализируя проект, председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Заксобрания Максим Васенин отметил ряд принципиальных особенностей. Главная задача, которая решается этим бюджетом, заключается в снижении уровня дефицита. Впервые за последние 10 лет он ниже 5% от собственных налоговых и неналоговых доходов. В абсолютном выражении уровень дефицита, опять-таки впервые, опустился ниже 2 миллиардов рублей. А, например, прошлой осенью, когда рассматривался предыдущий финансовый план области, эта цифра составляла 2,5 миллиарда. Все это позволит региону отказаться от значительного объема государственных заимствований и ограничиться очень незначительным размером госдолга.
Максим Васенин, председатель комитета по бюджетной и налоговой политике: «Проект бюджета сверстан исходя из умеренно-оптимистического сценария развития экономики, который предусматривает существующие тенденции экономического роста. Показатели региона несколько опережают средние по стране: на 1, на 1,5% в год – Владимирская область «растет» быстрее. Это позволяет, в свою очередь, опережающими темпами наращивать свою доходную базу».
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств расходы областного бюджета сформированы в структуре государственных программ. Доля расходов, реализуемых в рамках госпрограмм Владимирской области, составит в 2018 году 94,3% общего объема областного бюджета. Что касается целевой финансовой помощи, то есть субсидий, то в области предусмотрен резерв финансирования по наиболее важным и приоритетным госпрограммам.
Владимир Киселёв, председатель Законодательного Собрания: «В 2018 году в бюджете зарезервировано порядка 150 миллионов рублей на софинансирование по федеральным программам, по приоритетным федеральным проектам. Эти 150 миллионов рублей позволят привлечь нам в область порядка 1 миллиарда федеральных денег. Кроме этого, будет решаться и главная задача бюджетного проектирования – снижение дефицита бюджета. В 2017 году дефицит бюджета предусмотрен порядка 5,2%, в 2018 – 5%, в 2019 – 4,5 % и в 2020 – порядка 3%».
Сформирован отдельным приложением и так называемый «народный бюджет» в размере 500 миллионов рублей, который будет направлен на благоустройство городов и районов в соответствии с инициативами и предложениями владимирцев. Предусмотрены региональным бюджетом и средства на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума – это задача, которую поставил Президент страны Владимир Путин. Сравняются эти два показателя по плану уже в 2019 году.
На ноябрьском заседании депутатам Законодательного Собрания предстоит рассмотреть проект областного бюджета в первом чтении. А в декабре, после принятия закона, область войдет в следующий бюджетный цикл.
Депутаты рассмотрели основные характеристики бюджета
Депутатский корпус продолжает работу над проектом бюджета 2018 и плановый период 2019-2020 годов. В комитете по бюджетной и налоговой политике рассмотрели проект главного финансового документа области и рекомендовали принять его на ноябрьском заседании Заксобрания в первом чтении.
Итак, основные характеристики областного бюджета на 2018 год: доходы – 49,7 миллиардов, расходы – 51,6 миллиардов, дефицит – 1,9 миллионов рублей (5% к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений).
В 2019 году по плану доходы составят более 49 миллиардов, расходы – 51 миллиард рублей, а дефицит – 1,8 миллионов рублей (4,5%). В 2020 году дефицит планируется снизить до 1,2 миллионов рублей (3%). То есть в 2018 и последующих годах будет продолжена работа по консолидации бюджетных средств в целях сокращения дефицита областного бюджета. Пока же основным источником финансирования дефицита областного бюджета в 2018-2020 годах будут выступать кредиты, полученные от кредитных организаций.
В соответствии с прогнозом темпы роста валового регионального продукта в 2018 году составят 106,1%, объема инвестиций – 101,5%, прибыли прибыльных организаций – 107,4%, фонда заработной платы – 104,3%.
В 2018 году сохраняются все предоставленные инвесторам льготы и преференции, а также расширяются за счет введения с 1 января 2017 года существенного снижения ставки по налогу на прибыль (с 17% до 10%) для участников региональных инвестиционных проектов и до 5% — для участников специальных инвестиционных контрактов. Сохранены и льготы по транспортному налогу сельскохозяйственным товаропроизводителям (в отношении грузовых автомобилей, автобусов).
Основными доходными статьями областного бюджета в 2018-2020 годах являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы по подакцизным товарам и налог на имущество организаций. Поступление налога на доходы физических лиц планируется в областной бюджет в 2018 году в сумме более 14 миллиардов рублей с приростом на 7% к плану 2017 года. По налогу на прибыль организаций прогноз составляет чуть более 11 миллиардов или 101,6% к плану 2017 года.
Объем безвозмездных поступлений предусмотрен на 2018 год в сумме более 12 миллиардов, это дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. По мере распределения субсидий из федерального бюджета по регионам (сейчас распределено 76% общего объема субсидий) объем безвозмездных поступлений подлежит соответствующей корректировке. В областном бюджете на 2018 год предусмотрены средства на выполнение условий софинансирования участия области в федеральных приоритетных проектах и программах в сумме 150,0 млн. рублей, что позволит привлечь дополнительно из федерального бюджета свыше 1 млрд. рублей субсидий.
Для повышения эффективности использования бюджетных средств расходы областного бюджета сформированы в структуре государственных программ. Доля расходов, реализуемых в рамках госпрограмм Владимирской области, составит в 2018 году 94,3% общего объема областного бюджета.
Продолжено и формирование отдельного приложения к бюджету о расходах областного бюджета, направляемых на государственную поддержку семьи и детей («детский бюджет»). Объем бюджетных ассигнований на эти цели на 2018 год планируется в сумме 17,6 млрд. рублей, на 2019 год – 17,2 млрд. рублей, на 2020 год – 17,4 млрд. рублей. Он будет реализован в рамках 13 государственных программ Владимирской области. Также отдельным приложением к бюджету сформирован «народный бюджет», средства которого направлены на поддержку инициатив граждан по благоустройству территорий городов и сельских поселений. На эти цели предусмотрено 499,5 млн. рублей ежегодно.
А. Депутаты комитета по соцполитике рассмотрели ряд областных законов и поддержали две закинициативы
По традиции после прошедших накануне публичных слушаний по бюджету, депутаты комитета по вопросам труда, социальной защиты населения, делам ветеранов и инвалидов изучили, первым делом, расходы региональной казны по профильным направлениям.
В ближайшие три года на социальную сферу нацелено 70 процентов областного бюджета. Только в следующем году на различные социальные льготы, строительство соцучреждений (новых школ, ФАПов, больниц, детских садов) и другие социальные нужды запланировано 37 миллиардов рублей. Продолжится оказание финансовой помощи муниципальным образованиям. В планах – приобретение 8 автобусов для сельских школ.
С 1 января 2018 года всех без исключения бюджетников ждёт повышение заработной платы. Например, оклад учителей, с учётом президентских указов, в следующем году должен увеличиться на 8,5%. Увеличены расходы и на поддержку проектов некоммерческих организаций. Сохранены все социальные выплаты гражданам – с учетом их индексации с 2018 года на уровень прогнозируемой инфляции и роста контингента.
После детального обсуждения главного финансового документа депутаты поддержали проект областного закона о бюджете и рекомендовали его к принятию в первом чтении.
Положительно проголосовали парламентарии и за установление величины прожиточного минимума для детей, чьи семьи нуждаются в поддержке, в размере 8607 рублей. Предложенным законопроектом устанавливается данная величина прожиточного минимума в целях определения нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет.
Также депутаты внесли изменения в региональный закон «О наградах Владимирской области». Законопроект разработан с целью уточнения рисунков и бланков удостоверений к нескольким наградам 33 региона. Корректировки вызваны техническими особенностями изготовления наград. Так, незначительно изменился внешний вид медалей «За заслуги перед Владимирской областью», знака отличия «Знак великого князя Андрея Боголюбского» и почетного знака «За безупречную службу Владимирской области».
Поддержали члены комитета и две законодательные инициативы. Одна из них касается квот для приёма на работу инвалидов. Депутаты Вологодского Заксобрания предлагают законодательно закрепить (дать определение) понятия «квота для приёма на работу инвалидов» и прописать условия, при которых квота считается выполненной.
А парламентарии Ленинградской области вышли с предложением расширить категорию получателей материнского капитала. Сейчас семьи, где есть усыновлённые дети, являющиеся пасынками и падчерицами, не имеют права на меры господдержки. Авторы инициативы считают данное ограничение необоснованным и предлагают предоставлять подобным семьям материнский капитал.
Б. Расходы на образование, науку и спорт обсудили на заседании профильного комитета
Депутаты комитета по образованию, науке, культуре, туризму, спорту, делам молодежи и СМИ рассмотрели главный финансовый документ региона по профильным направлениям.
Бюджет Владимирской области, как и прежде, остается социально-ориентированным. На образование в 2018 году планируется направить из областного бюджета 13,5 миллиардов рублей, а в 2019 и 2020 годах по 13 миллиардов. На строительство школ в 2018 году запланировано 698,5 миллионов, в 2019 — 2020 годах – по 422 миллиона ежегодно. Выделяемые средства планируется направить на строительство 6 школ: в Кольчугино, Петушках, Собинке, д.Купреево Гусь-Хрустального района, Камешково и Коврове. По 15 млн. рублей ежегодно будет выделяться муниципальным образованиям на приобретение 8 автобусов для школьников из сельских школ.
Финансирование научно-технического творчества детей и подростков предусматривает поддержку технопарка «Кванториум-33» — по 18 млн. рублей ежегодно. Предусмотрены расходы на организацию и проведение открытого регионального чемпионата «Ворлдскиллс Россия» по 11,2 млн. рублей ежегодно. Почти 277 млн. рублей ежегодно выделено на приобретение 10,5 тысяч путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление в местных санаториях, санаториях Ивановской области и Краснодарского края, в Словении, на Черноморском побережье и в детских оздоровительных лагерях. На организацию областных профильных смен в оздоровительных лагерях для более 1000 детей планируется выделять 11,5 млн. рублей ежегодно.
На развитие материально–технической базы государственных учреждений сферы культуры будет направлено в 2018 году почти 97 млн. рублей. На проведение ремонтно-реставрационных работ на 6 памятниках истории и культуры предусмотрено 60 млн. рублей.
Запланированы расходы на подготовку и празднование 850-летия основания Гороховца в размере 29 миллионов. Из них 8 млн. пойдут на завершающие реставрационные работы по комплексу памятников истории и культуры Гороховца, начатые в 2017 году.
Предусмотрены расходы и на проведение Всероссийского театрального фестиваля «У Золотых ворот» и фестиваля «Русского романса», межрегионального фестиваля театров кукол и Фатьяновского праздника. В связи с присвоением городу Владимиру статуса «Библиотечная столица России 2018 года» в 2018 году планируется направить 5 млн. рублей на проведение Всероссийского библиотечного конгресса. На проведение культурных мероприятий в рамках направления «Владимир-центр культурной программы Чемпионата мира по футболу 2018 года» в 2018 году выделят дополнительно 2 млн. рублей.
На физическую культуру и спорт в 2018 году предусмотрено 741 млн. рублей, в 2019 и 2020 годах – более 650 млн. рублей ежегодно. Планируется строительство Ледового дворца во Владимире, крытых катков в Александрове и Судогде, стадионов во Владимире, Гороховце, Красной Горбатке, ФОКа в Петушках, «Олимпа» в Собинском районе, а также реконструкция СК «Мотодром» в Коврове и оборудование универсальных спортивных площадок. На строительство объектов спорта запланировано в 2018 году 432 млн. рублей, в 2019–2020 годах – по 371 млн. рублей ежегодно.
7 млн. рублей будет направлено на организацию и проведение чемпионата Европы по мотоболу, который пройдет в городе Коврове в августе 2018 года с участием 7 команд стран Европы. Планируется поддержка Футбольного клуба «Торпедо-Владимир» и Мотобольного клуба «Ковровец» в сумме 22 млн. рублей ежегодно. Для популяризации конного спорта на проведение фестиваля экипажной езды «Владимирская тройка» предусмотривают 3 млн. рублей ежегодно.
Депутаты профильного комитета рекомендовали проект трехлетнего бюджета к принятию в первом чтении на ближайшем заседании Законодательного Собрания.
В. Законодатели рассмотрели расходы на ЖХК
Сегодня на заседании комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и дорожного хозяйства депутаты рассмотрели расходы будущего бюджета по основным направлениям деятельности комитета.
На жилищно-коммунальное хозяйство в 2018 году планируется направить 1,4 миллиарда рублей. В приоритете — улучшение жилищных условий граждан и реализация проекта «Формирование комфортной городской среды».
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации предусмотрены ассигнования на реализацию программы переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. В 2018-2020 годах на эти цели запланировано более 180 миллионов ежегодно. Выделены средства и на финансовую поддержку региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
Расходы дорожного фонда на капитальный ремонт, ремонт и содержание региональных дорог составят в 2018 году почти три миллиарда рублей. Также средства выделены на транспортное обслуживание населения, в том числе – на закупку автобусов для перевозки инвалидов, на компенсацию разницы в тарифах пригородным пассажирским компаниям и на льготный проезд пенсионеров и обучающихся пригородным железнодорожным транспортом.