Site icon Гусевские вести | Gusmedia.ru

ФИЛОСОФСКАЯ ТРАГИКОМЕДИЯ НА СЦЕНЕ ЕСКЦ

Речь пойдет о спектакле по пьесе советского и российского драматурга Михаила Ворфоломеева «Святой и грешный». Пьеса, написанная в 1970-ые годы, шла на сценах почти сотни театров СССР. Эту премьеру гусевские театралы с нетерпением ждали почти целый год. Три спектакля — три аншлага.

Пьеса советского периода не потеряла актуальности и в наши дни, так как трактует вечные вопросы человеческого бытия. Режиссеру Ольге Тарлаковой пришлось немного осовременить постановку, приблизить к реалиям наших дней. Появились, например, сцены с мобильными телефонами. Сама Ольга Александровна говорила об этом перед началом спектакля, отмечая философскую глубину материала.

Артистов и режиссера поздравляет В.А. Кустарова

Председатель городского комитета по культуре и туризму Валентина Кустарова, поблагодарив после спектакля актеров, режиссера и всех, кто имеет отношение к этой постановке, за положительные эмоции и возможность зрителям поразмыслить о своей жизни, напомнила о том, что у каждого из наших самодеятельных актеров есть и основное место работы.

А директор ЕСКЦ Ольга Кузнецова с гордостью отметила профессиональную игру театрального коллектива, в их числе — работников Центра. Каждый актер получил цветы из рук Валентины Анатольевны, а Ольга Владимировна по традиции вручила режиссеру ее любимые орхидеи. В первый вечер было много цветов и сувениров от зрителей. Но вернемся к самой театральной постановке.

Вступление было встречено публикой настороженно, но постепенно действие оживлялось, набирало обороты. На сцену выходили все новые и новые персонажи, и чувствовалось, что для каждого Ольга Тарлакова за репетиционный период вместе с артистом нашла свои «изюминки», часто – юмористические. Как всегда, привлекательно решены мизансцены.

Основной герой Кузьма Тудышкин — простой рабочий человек, сантехник, со всеми присущими русскому мужику недостатками. Главный из них — пьянство. Заела его тоска-печаль. Эта роль стала тяжким испытанием для опытного исполнителя Демьяна Смыслова – он все время на сцене! Разговоры, мизансцены… Это ж какую надо иметь память, талант и человеческое обаяние, чтобы не надоесть публике!

Жена Кузьмы Даша вздыхает: «Эх, если бы тебе платили не поллитрами… Как бы мы жили!». Актриса Анна Волкова, казалось бы, недавняя дебютантка, «матереет» от спектакля к спектаклю, шикарная находка для театральной труппы. Сейчас семья живет бедно — нет денег даже на то, чтобы дочку Лизу (удачная работа Маргариты Шипковой) приодеть и выдать замуж (во втором действии она уже замужем). Беспросветна и скучна жизнь семьи Тудышкиных, но вдруг к Кузьме приходит сам Бог (много аплодисментов получил Олег Балашов). Он предлагает Кузьме стать «святым», вести жизнь праведную, быть примером для тех, кто погряз в грехах и стяжательстве. Сначала Кузьма сомневается, но когда Бог обещает ему, что и Даша, которую жизнь ожесточила, задушила романтические чувства и любовь к мужу-алкоголику, изменится, станет прежней — он соглашается даже при условии, что придется ему претерпеть всяческие гонения.

Бог, Даш и лежит Борис

И начинает Кузьма вести жизнь праведника — не пьет, не ворует, помогает людям, даже деньги и вещи из дома отдает тем, кто попросит, кто нуждается… И превращается его существование в настоящий ад. Жена и дочь его возненавидели, зять Сергей Штучкин (великолепен в этой роли Олег Коробов) ни в грош не ставит и даже бьет, а у «святого» Кузьмы рука не поднимается сдачи ему дать. И вот однажды приходит к Кузьме-праведнику, уже досыта испившему чашу поношений и побоев, некий Федя, который оказывается Мефистофелем. Андрей Миронов вместе с выдуманными режиссером героями — соблазнительной и пластичной свитой из двух девушек (Екатерина Алексеева и Мария Дубровина) и группы носильщиков, они же охранники (мужественные Антон Назаров, Алексей Голыбин и Владимир Поляков) — несомненно, внесли колорит во всю постановку.

Сумел коварный соблазнитель уговорить Кузьму продать ему душу и зажить жизнью грешной, но богатой и веселой. Сыграл на его неприязни и зависти к жуликоватому соседу Борису Туманчикову, у которого шикарная женушка Эльвира (игручая до забавности парочка Константин Фролкин и Елена Алексеева).

Столкновение разных взглядов, конфликт интересов по мере движения сюжета порождает массу ситуаций, которые заставляют то рассмеяться, то глубоко задуматься. Носители «другой правды», чтобы все, как у людей: квартира, машина, дача — жена Дарья и дочь Лиза. Свой взгляд дает веселая семейка соседей Туманчиковых

— Борис и Эльвира: если комфорт, то высшей степени. Ну, а антагонистом Кузьмы выступает его зять Сергей Штучкин — сомнительных дел мастер, никогда не упускающий выгоду. Свалились на Тудышкиных бешеные деньги, и вроде бы, можно зажить как в раю, но не тут-то было… Разгульная, стяжательская жизнь и погоня за наслаждениями совершенно не греют душу «грешного» Кузьмы. Он с ужасом наблюдает за мелкими страстишками, которые овладели близкими людьми, но и сам едва не поддается чарам жадной и коварной жены Туманчикова Эльвиры. И все же прямая и добрая натура Кузьмы перебарывает дьявольские соблазны. Он выбирает бедность и честный труд, пусть даже вопреки желаниям своей семьи. После всего происшедшего с ним он понял, что недостаточно быть пассивным проповедником Добра, нужно уметь дать отпор Злу, и зал радостно воспринимает оплеуху, которую от Кузьмы получает, наконец, наглый зять-мошенник.

Жгут Даша и на коленях Эльвира

Спектакли Ольги Тарлаковой всегда отличаются интересным подбором музыкальных фрагментов, танцевальными вставками (хореограф Анастасия Коробова), профессиональной работой звукорежиссера (Алексей Большаков) и светорежиссера (Артем Шепелев). И здесь эти яркие элементы на высоте.

По своему посылу пьеса напоминает притчу, когда персонажи представляют обобщенный образ человека. Тудышкин проходит путь и всеобщего презрения: «Ох! Кузя, завтра же в больницу!», и безграничного обожания: «Ребятишки во дворе «в Тудышкина» играют!», но от этого ему легче не становится. Скорее, наоборот. А раз так, то остается одна дорога — остаться с людьми. Кстати, в экранизации этой пьесы Кузьма наперевес со своей гармошкой уходит «в поля», ближе к природе и ее ценностям…

И главный смысл постановки полусказочной пьесы именно в этом — заставить задуматься, пересмотреть свои жизненные ориентиры. Может быть, кто-то из зрителей откликнется, ведь измениться к лучшему никогда не поздно — в этом уверен «святой и грешный» Кузьма Тудышкин.

ФЁДОР ЛЮБИМОВ. Фото Алексея Курышкина.

Поделиться ссылкой:

Оцените этот материал
Exit mobile version