Пятница, 19 апреля, 2024

«СТАЛИНА НА НИХ НЕТ!»

Заваленные снегом улицы, причём даже основные, зауженная проезжая часть, нерасчищенные со снеговыми «порожками-трамплинами» остановочные пункты, снежные валы вблизи пешеходных переходов, лево- и правосторонние сугробы на развилках уличных дорог. И так далее, и так далее… И так практически по всем городам и весям нашей необъятной страны, где зима вступила в свои самые что ни на есть настоящие права.

Декабрь 2021 г. Замершая техника МУП Спецпредприятия

Надо сказать, пришла она как всегда с особым эффектом неожиданности, особенно для тех, кто долго, ещё с лета, запрягал салазки. Заявилась и сразу же по-хозяйски взяла бразды правления в свои руки – уже в декабре закрутила, замела, завьюжила. И в январе не унялась. А чего ей униматься? Зима как никак – по статусу положено.

«Смешались в кучу кони, люди…»

На Гусь-Хрустальном хозяйка зимнего бала очевидно отрывается вовсю, если даже по федеральному Первому каналу на прошлой неделе наш городок по количеству выпавшего снега был объявлен лидером среди других Центральных территорий. Шутка ли сказать! 52 см в Гусе против 50-ти – в Туле, 40 см – в Москве и так по убывающей.
Вот уж действительно «нежданчик», особенно для самого лидера зимнего «проката». А прокат в Гусе, надо сказать, получился полный – потный до дрожи в коленках и впечатляющий для нервов. Это испытали на себе все беспечные водители, осмелившиеся ещё в прошлый понедельник оседлать своих железных коней, даже скорее бесправных коняшек на фоне мощного погодного циклона. В снежном и к тому же скользком плену чертыхались не только водители легковых машин. Буксовали, словно беспомощные дети, многотонные большегрузы. Прохожие, подворачивая ноги, продирались как первопроходцы сквозь нетронутые ковшом или лопатой девственные сугробы и, если повезёт, по козьим тропам городских микрорайонов.
Да что там пешие попытки! Как не пытались мусоровозы пробраться в частный сектор, не у всех из них получилось выполнить еженедельную сигнальную уборку бытовых отходов. И даже там, где прошёл трактор, колёса грузовиков всё равно наполовину проваливались в снег – и тут не то чтобы смело дать газу и вперёд за мусором, а осторожно бы суметь выкатить назад, пока место попадания в засаду не стало окончательной ловушкой. В результате многочисленные мешочки и мешки оставались висеть на гвоздиках в столбах или лежать на сугробах вдоль дорог. Подъехать к контейнерным площадкам многоэтажек также надо было умудриться. И застревали мусоровозы, и скользили: тогда в ход шла земля, накопанная у соседней теплотрассы: экипаж мусоровоза подсыпал её под колеса и набирал разгон, чтобы можно было хоть как-то выехать. Тут так и хочется написать «а лучше бы взлететь», и воспарить беспрепятственно над полями и холмами заснеженной столицы хрусталя.
Сюрпризы погоды выпало разгребать в эту зиму частной владимирской компании, выигравшей торги. В то время, как МУП «Спецпредприятие» прибывало на момент организации торгов в полном забвении. Но об этом позже.

Пока так.
Но может когда-то
будет по-другому…

Наверняка, в благополучной европейской стране в подобных ситуациях давно бы сработал эффект домино. Потребители, не получив пускай и частично определенную услугу, потребовали бы учесть сиё обстоятельство при начислении оплаты за месяц и скорее бы всего были услышаны. В свою очередь мусоровывозящая компания, не сумевшая (заметьте, не по своей вине!) оказать эту услугу, предъявила бы собственные претензии к исполнителю работ по зимней уборке снега, а может и к муниципалитету, в зависимости от нюансов законодательства в том или ином государстве. В любом случае последовали бы для одних — штрафные санкции, для других – перерасчеты и корректировки, в общем соответствующие юридические «издержки производства». Но у нас, издержки терпят скорее обычные граждане, они же и перетерпят неудобства, как говорится, бог даст, перезимуем, а там… Ярило снежную напасть растопит и канет она с лица земли вешнею водою.
Обычно не допустить из ряда вон ситуации помогает конкуренция, а точнее интерес малого и среднего бизнеса к определенным рынкам. Именно этим обосновывали свою позицию инициаторы закона о ликвидации ГУПов и МУПов. К слову, выступила разработчиком закона Федеральная антимонопольная служба, рассчитывающая таким образом повысить конкуренцию, а следовательно эффективность оказания услуг. В целом процесс должен растянуться в России до 2025 года.
Если коротко о самом законе, новые нормы разрешают ликвидировать или реорганизовывать унитарные предприятия на локальных конкурентных рынках, к которым может проявить интерес частный бизнес. В сфере же естественных монополий, в том числе ЖКХ, такие предприятия могут продолжить свою деятельность.
Городскому МУП «Спецпредприятие», как, впрочем, и отпочковавшемуся от него когда-то МУПу по озеленению города, повезло в этом плане меньше. Они не имеют «сохранной грамоты» в виде естественной монополии. Нет, закон не то чтобы предполагает однозначно взять и закрыть такие МУПы, не рассуждая о степени их необходимости для муниципальной территории. На социально значимых рынках этим предприятиям можно остаться, если туда не изъявят желания прийти частные хозяйствующие субъекты и если решение о сохранении унитарного предприятия принимается в целях недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.
В других же случаях инициаторы закона нашли кучу доводов в пользу ликвидации ГУПов и МУПов: мол, расплодились, работают непрозрачно и неэффективно, а значит, мешают российской экономике.
И тут возникает вполне резонный вопрос: а где гарантия, что пришедший на рынок частник начнет работать эффективно и по приемлемым для потребителя тарифам? За примером далеко ходить не надо. Вспомните хотя бы пассажирские перевозки частным извозом. Что-то недовольства от пассажиров на качество перевозок меньше не становится. И жалобы-то всё одни и те же – нарушение графика движения, малогабаритность транспорта, его изношенность, летом – отсутствие кондиционирования, а потому духота в автобусных салонах. Качество не улучшается, но для ценовой политики почему-то это не показатель – стоимость проезда регулярно не забывает ползти вверх. Вот вам и частник, и только «пшик» от механизма конкуренции.

«Где деньги, Зин?»

Сегодня в Гусь-Хрустальный расчищать улицы от снега тоже пришёл частник – владимирская компания, вышедшая на торги, оказавшаяся на них в гордом одиночестве (тут тоже повод к размышлению!) и признанная победителем. Никакой конкуренцией и близко не пахнет. Ситуация на улицах ничуть не лучше, когда город обслуживало родное муниципальное «Спецпредприятие». Есть мнения, что даже хуже, чем при его работе.
Может эффективность впереди? Так в том то и дело, что любая результативная деятельность во многом зависит от количества выделяемых финансов.
В случае с городскими МУПами всё зависело от муниципальных контрактов. Ещё в августе 2020 года директор Спецпредприятия (с ноября 2021 года с приставкой «экс») Алексей Петунин докладывал на внеочередном Совете депутатов с участием первого замглавы администрации Геннадия Сигаева о причинах тяжелой ситуации в городской организации. С его слов, с 2014 года финансирование было одно и то же. Это при том, что цены регулярно растут, в т.ч. на горюче-смазочные материалы, запчасти. На всё растут! Дошло дело до того, что предприятие к лету 2020-го не смогло расплатиться даже за пескосоляную смесь прошлогоднего зимнего сезона. А контракты ведь МУПом выполнялись.
В общем-то, по большому счету, то что закладывалось в контрактные задания было в принципе недостаточно для полноценной жизнедеятельности города, судя по тону возгласов подлинного профессионала: «Как зимой можно один раз в две недели посыпать улицы, убирать снег, грейдером пройти? Это не дело! Мы работаем согласно погодных условий». То есть, возникла неотложная необходимость из-за обилия снега – Спецпредприятие приступает, невзирая на контрактные объёмы техзаданий. Вот вам и долги. Уборка набережной озера в центре тоже была убыточным контрактом: требования на бумаге – убирать три раза в месяц, на деле убирались каждый день. Естественно, от такого «добровольно-принудительного» рвения денег у предприятия не прибавлялось. И так любой контракт, любые виды работ, словно топор на ногу.
То же самое происходило с МУП по БиО. Помнится его тогдашний директор Алексей Староверкин в 2020-м году тоже разводил руками: «Каждый год объём работ по муниципальному контракту только увеличивается, а финансирование при этом уменьшается. Как можно по тому же окосу травы запланировать за квартал фонд заработной платы в 15 тысяч рублей?!». Звучит нелепо, но всё же для выполнения контрактов от муниципалитета самим муниципальным детищам приходилось зарабатывать деньги на стороне на покрытие этих убытков!
На вопрос от депутатов к руководителям обоих МУПов кто, как говорится, задаёт повестку подобных условий, расчетов и сверхнорм последние дали понять, что вопросы будет правильнее адресовать Службе единого заказчика, где руководителем является Сергей Амерханов, он же депутат Совета.
Вот интересно, кто ещё способен на такие убийственные для собственной хозяйственной деятельности жертвы? Уж точно не частные компании. Так по информации от работников Спецпредприятия услуги частника в прошлом году к 9 мая по подсыпке Панфиловской дороги (от пос. Гусевский) обошлись бюджету в 300 тыс.руб. за один камаз. А три высыпанных тонара на ямочный ремонт от Спецпредприятия были оценены всего в 170 тысяч. Это что же за правила рынка такие, что частники и без закона о конкуренции уже живут неплохо в отличие от местных МУПов? Что это за подход, убийственный для местных МУПов?
Тут можно понять большую часть депутатов Горсовета, предположивших ещё полтора года назад, что городские муниципальные предприятия тонут вовсе не по воле рока, а как то уж целенаправленно плывут к пропасти банкротства. А вёслами к водовороту гребут за них…
В августе 2020-го на заседании городского Совета депутатов, где в том числе бурно обсуждался вопрос финансового краха Спецпредприятия и предприятия по БиО, присутствовал Антон Сидорко, депутат регионального парламента, главный областной коммунист КПРФ. Он, как впрочем и многие городские депутаты, адресовал присутствовавшему на заседании первому заму главы города Геннадию Сигаеву (мэра на том Совете не было) логичные в такой ситуации вопросы: «С чем связано уменьшение финансирования МУПов? Были ли расчеты? Может уменьшилось задание? Почему таким образом?».
Прямых ответов от второго лица горадминистрации Сигаева не последовало. Геннадий Алексеевич не стал отвечать, как сам пояснил причину «в отсутствие главы города». На что Антон Сидорко подвел итог, что в процессе заседания «ни одного ясного ответа он не получил».

«Молчание ягнят»

Вообще позиция муниципалитета в лице горадминистрации, как учредителя и собственника имущества МУПов (теперь уже одного Спецпредприятия после объединения его с МУП по БиО), по праву может вызывать лишь недоумение у любого стороннего независимого наблюдателя. Так было полтора года назад, когда депутатами задавались вопросы о несоответствии закладываемого финансирования объёму предлагаемых к выполнению работ. Так случилось и совсем недавно к концу 2021 года.
Ну каким «молчанием ягнят» можно объяснить ситуацию, когда работники МУПа оказались в полном неведении относительно не то чтобы сроков печальной перспективы для родного предприятия, но даже в отношении собственной трудовой деятельности. В ноябре 2021-го Спецпредприятие лишилось своего исконного директора, А.В.Петунин уволился. Стоит пояснить, что уже тогда прокуратура вовсю занималась возникшими долгами по зарплате. Как известно, всю серьёзность и щекотливость подобной ситуации перед законом испытывает именно руководитель. А когда предприятие муниципальное, а учредитель словно в рот воды набрал, требования прижимают, помощи нет, любой здравомыслящий человек схватится за голову… и крепко подумает. Да и других долгов образовалось столько, что пошли арбитражные суды с исками от сторонних организаций и главное, с делом о банкротстве. Помимо того, что предприятие лишилось «головы», контрактов уже не было, работники оказались буквально в информационном вакууме.
34 человека, оставшиеся к началу декабря от 70-численного коллектива, просто являлись на работу и… не знали, чем заниматься. Технику арестовали за долги, работы нет, регулярной зарплаты тоже, но при этом никто не увольняет, никто не предупреждает о сокращении. И это в 21 век при существовании провозглашенного российской Конституцией социального правового государства и Трудового кодекса Российской Федерации! Как предположил в декабре трудовой коллектив, ставший вынужденным «заложником событий»: «Полное забвение. Такое ощущение, что ждут, пока люди сами разбегутся».
Приводили, правда, к работникам представителя выигравшей торги компании. Предлагал он им трудоустройство. Фирма в основном нуждалась в ручном труде, т.е. с лопатами в руках. А механизаторы? Им тоже поступило предложение показать пришедшим в город новичкам все тонкости работы — где, что и как. А потом? По словам одного из наших собеседников, работника МУПа, могли взять на три месяца, до марта. Можно, конечно, потом трудоустроиться на бессрочный контракт, но работа не чисто в Гусе, а по области, или во Владимире. То есть, не дома.
Далее. Какой собственник, действительно настоящий небезразличный хозяин, сначала обвешает праздничными шарами вручаемую ему, полученную при поддержке губернатора спецтехнику (так было в 2016 году с машиной КДМ), а потом допустит, чтобы автопарк медленно погибал?… Предприятию отключили отопление, даже обещали вырубить свет. Рабочие соорудили буржуйки, чтобы хоть как-то поддерживать плюсовую температуру в когда-то теплом гараже. На балансе организации к началу декабря оставалось 44 автоединицы, в т.ч. грейдера и упомянутая комбинированная дорожная машина. Кто с техникой на ты, тот знает, что у простаивающих без дела да ещё на холоде машин со временем гидравлика покрывается коррозией, выходит из строя, становится непригодна к эксплуатации.
Как и чем в сложившихся условиях такую административную тишину можно объяснить?
Вопросов всё больше
Впрочем, на этой неделе нам в очередной раз удалось пообщаться с представителями трудового коллектива и сделать вывод, что на днях предприятие немного вышло из вынужденной «спячки». Может быть свою решающую роль сыграло недавнее обращение депутатов к главе города с предложением уволить должностных лиц администрации, курирующих данный фронт работ и, как полагают депутаты, не справляющихся с возложенными на них обязанностями?
В любом случае предприятие на днях завело то, что ещё заводится, и приступило к таким знакомым ему работам по отдельным договорам. Руководить непростым хозяйством администрация назначила, по неофициальной информации, кого-то из Владимира. Коллективу МУПа он был представлен, о деловых качествах, как отметили работники, человека весьма юного возраста они судить с кондачка не могут, так как не то что не поняли, но его личных действий пока так и не увидели. Тут на ум почему-то приходит слово «фиктивность». Может быть это не так…
И хотя работникам совсем недавно всё же выдали согласно трудового кодекса уведомления о сокращении, да и техника требует немалых вложений по ремонту, может быть, благодаря обретению там наверху понимания о нужности городу собственного предприятия по благоустройству, а также прочувствовав в счетах финансовые аппетиты любого частника, чиновники администрации, хозяина и собственника в одном лице, займутся налаживанием работы МУПа… Или нет?
Как сказали бы более чем преклонного возраста люди «Сталина на них нет!». Вероятно эта фраза до сих пор живёт в народе только потому что ответственность любого руководителя в СССР была абсолютной, как говорится, за развал вверенного дела отвечали головой. И тогда уж не перепархивали с должности на должность.

Ольга Владимирова

Сентябрь 2016 г. Торжественное вручение муниципалитету комбинированной дорожной машины
Декабрь 2021 г. Замершая техника муниципального Спецпредприятия

Поделиться ссылкой:

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.