День воинской славы 3 сентября объявлен Днём Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны (1945 год). Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон, который Госдума приняла 20 июня, а Совет Федерации одобрил 21 июня 2023 года. Следует отметить, что этот праздник учреждался и ранее. Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября праздником победы над Японией» эта дата была объявлена днём всенародного торжества, праздником победы над Японией и являлась нерабоч днём в 1945, 1946 и 1947 годах.
Как известно, на протяжении всей своей истории Россия не раз подвергалась вражеским набегам. Захватчики стремились завоевать ее обширные пространства, выбить из сознания людей историческое и культурное наследие великой страны и ее жителей. И каждый раз народ русский вставал на защиту Отечества, и благодаря его солдатам – от рядового до маршала — мы сегодня существуем как могучее государство. Один из них – мой отец Александр Борисович Фролкин, уроженец Рязанской губернии.
Он окончил семь классов сельской школы, с 12 лет работал пастухом, пережил измену отца, бросившего семью и уехавшего искать счастья в Москву, без малого восемь лет прослужил в армии, участвовал в разгроме японской Квантунской группировки… На военную службу папа был призван в октябре 1941 в возрасте 19 лет, попал в артиллерийский полк, где начинал «орудийным номером» 76-миллиметровой пушки. После спецкурсов в звании младшего сержанта до окончания войны с японцами был командиром пулеметно-минометного расчета, состоявшего обычно из двух человек. В боевых действиях участвовал с 9 августа по 3 сентября 1945 года, и мало не показалось. В армии стал коммунистом и дорожил этим всю жизнь. После окончания войны с японцами и Второй мировой войны, в целом, отец попал в музыкальную команду частей МВД. Вскоре духовик-самоучка, обладавших идеальным слухом, стал ведущим басистом военного оркестра в Красноярске.
После демобилизации приехал в Гусь-Хрустальный, куда перебрались из-под Рязани его сестры Анна и Анастасия. Он поселился у Анны в мальцовской половинке напротив нынешнего нарсуда. А через стенку жила Галина Любимова, за которой ухаживал тогда солидный бухгалтер, считавшийся завидным женихом. Однако удалой сержант-бессребреник, грудь которого украшали четыре медали, среди них особенно дорогая отцу – медаль «За Отвагу», а также «За победу над Японией», покорил сердце молодой соседки. «Погуляли две недели – и в ЗАГС», — любил вспоминать Александр Борисович, когда речь заходила о семейных амурах. Кстати, его избранница, а моя мама Галина Александровна, тоже имела награду – медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Свадьба получилась веселая, а жизнь, по большому счету, счастливая, хоть и не богатая, временами тяжелая, но достойная. Воспитали сына и дочь, дождались внуков и правнука. Отец более 40 лет отработал на текстильном комбинате помощником мастера ткацкого производства, о его передовом опыте писали в областном «Призыве». Играл в фабричном оркестре под руководством Бориса Гуськова и Алексея Жидкова. Не раз и не два, но без похвальбы, рассказывал о тяготах солдатской службы, о том, как бил японцев:
— Самураи дрались ожесточенно, смерти не боялись. Один раз видел харакири. Не захотел раненный японец в плен сдаваться: вспорол живот себе и вынесшей его с поля боя медсестре. Жуткое зрелище. Воевать с ними было труднее, чем с фрицами, так говорили мужики, приехавшие с Западного фронта. И меткие, сволочи. Однажды чуток выглянул из-за «максима», пилотку как ветром сдуло. Контузия оказалась пустяковой (отметина на всю жизнь у виска – С.Ф.), а ведь на ниточку от смерти был. И сам положил их немало…
Бои шли на территории Манчжурии, и отец насмотрелся китайской жизни. Не раз вспоминал такой случай:
— Очень я любил китайские лепешки, больно уж сочные и вкусные. А однажды увидел, как их лепят: сидит китайчик, берет тесто, шлеп его о грязную коленку – и на сковородку. С тех пор смотреть на них не мог.
Был он человеком с чувством юмора. Его любимый анекдот в наши дни актуален как никогда: «Спросил Черчилль у русского солдата: что с Гитлером сделаешь, коли схватишь? Тот в ответ: всажу ему в зад раскаленный ломик, а горячий конец пусть наружу торчит». «А зачем? — спрашивает иностранный генерал. Наш солдат хитро улыбнулся и сказал, как отрезал: «Чтоб господа союзники не вытащили!»
Прожил отец 82 года и угас через два года после любимой жены, моей мамы. Все, кто их знал, вспоминают добрым словом. Имя Александра Фролкина занесено в областную книгу «Солдаты Победы».
Спасибо, отец, за подаренную жизнь, за хорошее образование, за то, что ты был настоящим человеком и солдатом. С такими воинами России-матушке никакие враги не страшны. На таких солдат равняются сегодня бойцы-участники СВО.
Сергей Фролкин. Фото из семейного архива или иллюстрация из интернет.