В газете «Гусевские вести» пару лет назад была опубликована статья о замечательных тренерах по греко-римской борьбе, приехавших в наш город из Узбекистана. Сегодня наш герой — успешный тренер по части восточных единоборств Николоз Маркозович Кочиев, истинный осетин, живший в Грузии, а в Гусь он приехал выявлять юные таланты и воспитывать настоящих чемпионов.

Родовое селение — южноосетинское село в Джавском районе
Это малая родина предков Николоза, а его семья издавна обосновалась в селе Корети Ахметского района Грузинской ССР (Кахетия). Здесь и появился на свет 48 лет назад Николоз Маркозович. По мнению Николоза, многие люди в России не знают, что осетины, как и жители Грузии, — народ православный. Сельский храм во имя святого Георгия и святого Теодора — гордость селян. Николоз вырос в интеллигентной семье. Его мама, родившаяся в Грузии, преподавала историю и географию в грузинской школе, отец трудился в строительной отрасли.
С благословления родителей — на житьё в Россию
У Николоза Маркозовича восемь двоюродных братьев и сестер, их семьи живут в Северной Осетии, Грузии, по всей Российской Федерации. Именно родственники сыграли решающую роль в переезде Кочиева в Россию.
В школьные годы он серьезно увлекся спортом. Занятия физической культурой и спортом у осетин в чести. Николоз участвовал в соревнованиях по легкой атлетике, футболу, борьбе, дзюдо и везде умело отстаивал спортивную честь своей школы. Следует сказать, что и учился парень отлично: в аттестате одна четверка, остальные – пятерки. Мама гордилась достижениями сына и в учебе, и на спортивных площадках. Его южный темперамент, как у истинного осетина, любознательность и высокий уровень ответственности за все, чем занимается, свойственны Николозу всю жизнь на радость родителям.
На пороге беспокойных 1990-х годов жить в Грузии становилось тревожно, даже опасно, и брат мамы, с ее благословения, забрал Николоза в Россию, в Ставрово. Так Николоз Кочиев оказался на Владимирской земле. В 1992 году Николоз стал студентом Владимирского политеха, строительный факультет, специальность — теплогазоснабжение.
«Взрослые» занятия спортом и тренерский труд в удовольствие.
Главными спортивными увлечениями стали кикбоксинг и классический бокс. Николоз восемнадцать раз выигрывал первенство Владимирской области по кикбоксингу в разных его версиях. Часто занимал призовые места в соревнованиях по Центральному федеральному округу, стал победителем первенства ЦФО по кикбоксингу. По восточным единоборствам Николоз Маркозович имеет звание кандидата в мастера спорта РФ, в классическом боксе – первый разряд. К слову, борьба – один из любимых и самых популярных у осетин видов спорта. Это свидетельство следования Кочиева национальным традициям или, если так можно выразиться, национальным предпочтениям.
По признанию Николоза, его с юного возраста не отпускало желание быть детским тренером, ведь ещё школьником тренировал брата, приятелей. И мечта сбылась на владимирской земле. Молодой человек стал работать, поступил учиться заочно в Юго-Осетинский институт физической культуры.
В Гусь-Хрустальном Николоз Кочиев познакомился с директором комплексной спортшколы им. Паушкина И.А. Трошковым, когда во время учебы приезжал в наш город и наведывался в эту спортшколу, где занимался боксом. После окончания института обратился к Игорю Александровичу, тот взял Николоза тренером, присмотрелся, убедился в его способностях и не ошибся. Сегодня Кочиев один из ведущих тренеров комплексной спортшколы.
Десять лет с начала тренерской карьеры Николоз Маркозович с большим успехом лично участвовал в восточных единоборствах. На его счету победы в панкратионе на чемпионате Москвы и Кубке столицы среди ветеранов, а также на областном уровне.
Николоз Маркозович тренирует в Гусе детей и взрослых по восточным единоборствам. В этом году его ребята Егор Кузьмин (14 лет) и Никита Заланов (15) заняли первые места среди сверстников в турнире на Кубок мира по панкратиону. Воспитанники тренера легко попадают в число победителей и призеров соревнований в рамках ЦФО, добиваются чемпионских званий, призовых мест на всероссийских соревнованиях. На мой вопрос: «Какие качества главные для спортсменов смешанных единоборств?», тренер назвал, среди прочих, уважение к сопернику, честность в поединках. Нельзя применять запрещенные приемы, добивать слабого. «Если я почувствую у своего спортсмена безжалостность, я не буду его учить!». Это ярко свидетельствует о добросердечии осетин.
Дети и взрослые охотно идут учиться навыкам восточных единоборств к осетинскому тренеру. Впрочем, не все знают о национальной принадлежности своего гуру. Главное для них — его тренерский талант, спортивная подготовка, человеческие качества.
Осетин в Гусь-Хрустальном немного.
Гусь-Хрустальный — город многонациональный, но его собратьев по Осетии, как свидетельствует Николоз Маркозович, в городе немного. Собираются они со всей области раз в год в ноябре — в день памяти святого Георгия-Победоносца, считающегося покровителем воинов, а посему эти встречи проходят без женщин. Такие сборы случаются чаще всего в городе Кольчугино, где самая обширная осетинская диаспора.
Осетины — народ трудолюбивый и веселый со своими обычаями и ритуалами, среди которых и те, что непривычны для России. Скажем – похищение невесты с последующей свадьбой с ведома будущей жены. Все завершается веселым свадебным пиршеством с сотнями гостей. Для осетин — это многовековой обычай, имеющий глубокие исторические корни.
В прошлом это был способ показать мужество и решительность жениха, а также его готовность защитить свою будущую жену. Сейчас — больше символический ритуал, но тем не менее пользуется популярностью среди молодых пар, желающих сохранить и передать традиции своего народа
У женщин равные права с мужчинами, одеваются они, не сказать, что открыто, но не «задрапированы» полностью. В быту — всё обыкновенно, и это видят гусевчане, которые охотно общаются с осетинскими друзьями и знакомыми, отмечают их особое гостеприимство. Приятный факт — осетинские женщины не курят, а вот за руль авто садятся очень охотно, получив водительские права.
Осетинские традиции и обычаи отличаются глубоким уважением к женщине. С давних времен для мужчины проявление грубости, непристойного поведения в ее обществе, рукоприкладство было синонимом позора. Что касается женщины старшего возраста, то она пользовалась большим всеобщим почтением, и обидеть её, значит,
совершить святотатство.
Глава семьи — мужчина, но мнение женщины в бытовых вопросах всегда учитывается. Осетины боготворят своих жен и девушек. Вот и Николоз Маркозович охотно помогает своей избраннице в трудах на семейном огороде, расположенном в Красном Якоре. Это уж совсем близко к русскому менталитету. Еще бы! Русская жена Наталья Юрьевна и более чем двадцатилетняя благополучная жизнь среди русскоговорящих сограждан…
В осетинских обычаях и традициях высоко чтится побратимство, бывает, что такие узы ценятся выше родственных. У Николоза Кочиева к друзьям самое теплое отношение — к тем, кто живет в Осетии, и к новым, обретенным на Владимирщине, на соревнованиях в других регионах. Друзья всегда приходят на помощь друг другу.

Дружеские застолья тоже имеют свои особенности. На столе желательны три осетинских пирога — они олицетворяют триединство Бога, Солнца и Земли. По словам Николоза, подавая гостям такие три пирога, осетины выражают особое уважение к ним и символично желают им благополучия. В чести за столом и осетинский сыр, а еще — знаменитое осетинское пиво. В семье Николоза Кочиева на день рождения, скажем, или к новогоднему празднику эти традиционные блюда могут быть, правда, с одним «но»: они покупаются в магазинах, где сейчас есть практически всё. Зато на Кавказе, куда Николоз с удовольствием приезжает, все выпекается и варится зачастую непосредственно дома, где устраивается праздник.
Осетинские пироги являются одним из самых популярных блюд Кавказа. Изначально, эти пироги были более простой версией лепешек. Позже осетины стали добавлять внутрь начинку в видесыра. Такие пироги можно было брать с собой в дорогу, они долго не портились. Многие осетины считают, что они несут в себе особую энергетикуи помогают сохранить связь с предками и миром духов.
Одна из свято соблюдающихся традиций осетин — безусловное уважение и почтение к старшим. Все важные для семьи вопросы решаются с учетом их мнения. При виде старика на ноги поднимаются все сидящие, и тем более при виде пожилой женщины. Младший брат всегда слушает старшего.
Широта души кавказского народа поражает и вдохновляет. Не зря же классики воспевали этих людей в своих произведениях. Здесь стоит отметить, что сила связи с прошлым у осетин велика, что помогает современному осетину стать полноправным продолжателем традиции и осмысленно участвовать в сохранении национальной культуры.
Конечно же, Кочиев по праву гордится достижениями своих осетинских земляков, но и новых соотечественников уважает за их подвиги и достижения. В его роду также есть свои герои. Деды по материнской и отцовской линии в полной мере испытали на себе военное лихолетье 1941-1945 годов. Другой родственник, уроженец города Цхинвал Южной Осетии, моряк ВМФ Константин Георгиевич Кочиев участвовал в обороне Одессы и Севастополя, в освобождении Крыма. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза, другие высокие награды за боевые заслуги. В Цхинвале ему сооружен памятник, именем К.Г. Кочиева названа улица.
Между прочим, Николоз Кочиев хорошо знает российскую историю. И поддержка Николозом Маркозовичем спецоперации на украинской земле не вызывает удивления, ибо эта борьба справедлива. Моего собеседника изумляет тот факт, что украинцы, плечом к плечу с русскими и осетинами боровшиеся с фашистскими полчищами, сегодня воюют против братского народа при помощи той же Германии.
Успехов Вам, Николоз Маркозович,
на ниве восточных единоборств, благополучия в мирной гусевской жизни, семейных радостей!
Сергей Фролкин. Фото из семейного альбома