На этой неделе, 29 января, прокурор Владимирской области Иван Грибов встретился с журналистами и озвучил результаты работы надзорного ведомства за прошедший год. Помимо тем, касающихся непосредственно областного центра (проблем дольщиков, сроков реконструкции драмтеатра и др.), прозвучали и такие, от которых нет покоя ни снежной зимой, ни жарким летом – ни властям, ни жителям самых разных территорий.
Ну как тут, да еще в сезонный «пир» метелей, не поднять вопрос уборки улиц от снега, а заодно и от мусора. Тем более, если надзор за работой коммунальщиков является одним из основных направлений прокурорского реагирования.
«Город не ухожен», а «январь буйный во всех смыслах», так охарактеризовал Иван Владимирович ситуацию с уборкой мусора и снега во Владимире. И, видимо, для яркости образа, вспомнил анекдот про пожарных с расхожей шуткой, мол, «работа неплохая, но когда пожар – хоть увольняйся». По итогам проверок деятельность коммунальщиков прокуратура оценила как неудовлетворительную, если даже в центре Владимира тротуары не чистятся..
Ещё более категорично областной прокурор отозвался о ситуации на рынке пассажирских перевозок, назвав её бардаком. И заодно отметив, что и здесь радикального прорыва не произошло, имея ввиду закупку для областного центра большого количества новой техники, при том, что старую списали.
Перенеся тему пассажирских перевозок в границы родного Гусь-Хрустального, уже с позиции простого обывателя огорчаешься вдвойне за свою провинцию. В нашем городке не то что какой-нибудь технической перспективы не ожидается, так хотя бы просто мало-мальски отладить работу общественного транспорта. Особенно по «124» маршруту, судя по многочисленности жалоб именно на это направление.
Стоит вспомнить, гусевчане остро ощутили проблемы с городскими автобусами ещё в начале января. Впрочем, если напрячь долговременную память, то явление тающего качества услуги данного вида перевозок наблюдается в городе круглогодично, разве что с переменной остротой.
Далеко не первый год на январских планерках в городской мэрии представители службы единого заказчика докладывают о том, как мониторится и решается проблема в ответ на возмущения горожан, что автобуса и не дождаться, и в него же не втиснуться. Но несмотря на все речи на планерных заседаниях последние несколько лет прямо-таки на глазах «усыхали» габариты автотранспорта, курсирующего по Гусю. Не у всех, конечно.
Например, у одного из двух сегодняшних местных частников автобусы вместительны, большого класса, что настраивает с некоторым облегчением вздохнуть пассажиров тех маршрутов, которые в 2024-м обслуживает данный перевозчик. Не буду называть конкретно эти городские направления, дабы не сглазить хоть такую маленькую радость для отдельно взятых пассажиров, особенно ощущаемую в часы-пик. Кто регулярно пользуется общественным транспортом, тот поймет. Но это явно не про «124», на который, повторюсь, с начала года поступает больше всего жалоб, и не только на вместимость, но и на большие интервалы ожидания его на остановках.
Так как же «разруливается» ситуация? Согласитесь, который год мы слышим о том, что не соблюдаются условия заключенных контрактов. Периодически от городских хозяйственников звучит что-то типа «проблемы изучаются, систематизируются, перевозчикам выдвигаются требования о приведении подвижного парка в соответствии с контрактными обязательствами и т.д. и т.п.»… Однако, воз и ныне там.
Недавно мне тоже пришлось воспользоваться услугами общественного транспорта, после сильного снегопада, дабы сразу же после него не испытывать в роли автолюбителя судьбу на нерасчищенных от снежной каши улицах Гусь-Хрустального. Невольно услышала разговор между кондуктором и женщиной в автобусе. На сетования пассажирки о плохой работе перевозчиков в Гусе, кондуктор ответила, что во Владимире с этим делом не лучше. Хорошо, что хоть так-то, но автобусы ходят. А ещё добавила, что и с водителями дело туго, работать некому.
Действительно, проблема касается не только Гусь-Хрустального. Не наблюдается качественного оказания услуги даже в самом Владимире, там тоже своего рода транспортный кризис, причем также начавшийся далеко не вчера. Причины называются самые разные: от необоснованно заниженного тарифа до отсутствия желания у самих перевозчиков вкладываться в развитие собственного автопарка.
К слову, в январе моё внимание привлек материал владимирского интернет-издания «Чеснок» с попыткой разобраться, а кто виноват в транспортном кризисе (https://chesnok.media/2024/01/20/) В качестве одной из причин коллапса в отрасли называлась привычка перевозчиков ездить на старье и получать за это деньги. При чём это мнение приводится не кем-нибудь со стороны, а одним из представителей данного вида бизнеса.
А ведь, если задуматься, такое чисто потребительское отношение – выжимать всё максимально, особо не ремонтировать, без желания вкладываться в развитие – просматривается не только в пассажирских перевозках. Немало схожих мыслей приведено в т.ч. и нашим печатным изданием, например, в материалах об отечественном характере мусорного бизнеса, приносящем многомиллионные доходы, или о нерадивой работе контор, управляющих многоквартирными домами…
Опять же, из чего рассчитывается тариф, то бишь стоимость билета? В расчет закладываются расходы перевозчиков. Здесь учитывается и заработная плата водителей, кондукторов. Но не секрет, как нередко в сфере пассажирских перевозок (и не только в них) складываются трудовые отношения между работодателем и работниками, когда частник особо не хочет «светить» зарплату, дабы и тут сэкономить на отчислениях государству. Так что же в таком случае ссылаться на неокупаемость проезда, то бишь, когда перевозчик пеняет, что работает чуть ли не за спасибо, если благодаря такому его отношению в расчет тарифа попадает не вся зарплата?
Да и где гарантия, что при закладке властями большего тарифа, компания всё же потратит дополнительные деньги на развитие – на ту же закупку транспорта, на обновление автопарка? Гарантий никаких. И здесь понятны закономерные возмущения граждан – раз нет повышения качества, за что же тогда повышать стоимость билетов?
Вот и получается, что улучшений как не было, так и нет. Да и, наверное, не случится при нынешнем положении вещей.
Оксана Добровольская
Что касается официальной позиции городской администрации, предлагаем нашим читателям ради объективности ознакомиться с основными тезисами из комментария директора городской службы единого заказчика Сергея Амерханова. На прошлой неделе, 23 января, он рассказал нашим журналистам, почему так получается и как «разруливается» ситуация, сложившаяся к началу января 2024 года в сфере пассажирских перевозок:
«Вместо трёх осталось два перевозчика. Сильные морозы не позволили выйти всей технике на маршруты. Сказался и кадровый голод. У двух перевозчиков нагрузка увеличилась, поэтому нехватка кадров. Вопрос решается. Водители в городе, особенно категории D, у нас дефицитная профессия.
Основная проблема сейчас – перевозчики никак не попадут в расписание согласно контракта. Мы написали требования к перевозчикам, чтобы в каждом автобусе было размещено расписание движения.
По «124» маршруту в часы-пик добавили автобусы, чтобы они шли с интервалом в пять минут. Со слов перевозчика, вопрос закрыт. Надеюсь, что это так.
Кого-то из перевозчиков не устраивает тариф. По «124» только один согласился возить за те средства, которые заложены в контракт.
По вместимости автобусов мы предлагали (видимо, ранее, примеч.редакции) рассмотреть вариант приобретения транспорта в лизинг, на льготных условиях по госпрограмме. Но он не получился…
Новые автобусы стоят дорого. Купить на один год (срок действия контракта, примеч. редакции), потратить миллионы и не окупить…а потому коммерческие риски.
Но есть желание расширить парк. Ведь по контракту должны ходить автобусы большей вместимости. Основной вопрос – осуществить соблюдение условий контракта.
Но и не получить никакого перевозчика – это риск возникновения ещё большей социальной проблемы».
От редакции: Как относиться к тому, что по востребованному количеству автобусов в часы-пик на «124» маршруте острота вопроса закрыта… Ведь даже в конце прошлой недели в гусевских соцсетях продолжали появляться гневные сообщения гусевчан про «124» автобус, который «приходится ждать по часу», а между тем «народу полно, автобусы маленькие» и снова «расписание не соблюдают, в автобусе давка».
Заметим, что в двадцатых числах января, в отличие от новогодней выходной недели, стояла прекрасная по меркам зимы погода – без сильных морозов и без снегопада. Думается, что в сложившихся обстоятельствах, даже если в Гусь-Хрустальном зимой наступит лето, кардинальные проблемы общественного транспорта никуда в один день не денутся.