Четверг, 25 сентября, 2025

НА ДВУХ ПАРАДАХ

В 1941 году срок действия службы у Анатолия Жучкова подходил к концу. Мечтал о встречах с друзьями с завода, где до призыва работал электромонтёром. Но вероломное нападение фашистской Германии на нашу Родину развеяло все мечты. Гитлеровцы рвались к Москве, к важным центрам страны. Гебельсовская пропаганда, вовсю трубила о скором падении столицы.

 — А 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад, посвящённый 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, участником которой я был, — вспоминает Анатолий Васильевич. — Выступление на нём Сталина явилось выражением спокойствия за судьбу советской столицы. Прямо с парада мы прибыли на передовую. О Параде Победы 24 июня 1945 года, участником которого мне также довелось быть, тогда не думал: до него, ох, как было далеко!

В составе отдельной артиллерийской дивизии особого назначения А. Жучков защищал подступы к Москве. Третий день под Боровском продолжались кровопролитные бои. Фашистские танки медленно двигались на позиции красноармейцев. Остановить эту бронированную армаду должен был гаубичный дивизион. Жучков мигом повернул свою пушку вправо. За этим последовал выстрел, другой… Через считанные секунды из одного танка повалил дым. Вскоре запылали и другие машины. Личный состав дивизиона уничтожил в этом бою пять танков.

— Контратака отбита, — доложил в полк командир дивизиона.

В этом бою Жучков выполнил свой долг перед Родиной. А впереди у него было ещё много сражений на фронтовых дорогах. Дивизион своим артиллерийским огнём взламывал оборону противника, уничтожал живую силу, освобождал Белоруссию, Румынию, Польшу.

На территории Польши рядом с частями Красной армии сражались за свою Родину воины Войска Польского. Это дивизия им. Тадеуша Костюшка, которая была сформирована под Рязанью.

Закончив боевые действия, наша дивизия была отозвана в Москву — для подготовки к Параду Победы, — рассказывает А.В. Жучков.

И вот он настал — день 24 июня 1945 года. Чеканя шаг, по брусчатке Красной площади Анатолий Жучков держал равнение на мавзолей.

Демобилизовавшись в 1946 Мне невольно вспомнился Сталинград. В обломках железа, набитых камней и разбитого хлама замаскированное орудие Антропова. Он, высокий и стройный, почерневший от копоти, в шапке, прямой наводкой своим орудием выбивает пулемётные гнёзда немцев из механического цеха завода «Красный Октябрь». Далеко позади остались Волга и Сталинград…. И вот теперь, на улицах Познани, стоял Антропов. Такой же стройный, почерневший от подвальной пыли и копоти, с обветренным лицом. Он улыбался, довольный работой своего расчёта. На опустевшей улице появилась штурмовая группа нашей пехоты. Прижимаясь к зданиям, короткими перебежками, она приближалась к разбитому орудию. — Товарищ капитан, штурмовая группа нашей пехоты продвигается, — доложил Антропов комбату. году, Анатолий Васильевич вернулся на стеклозавод им. Дзержинского, и оттуда ушёл на заслуженный отдых. Многих не увидел он здесь. Погибли, защищая Родину, Николай Тимофеев, Алексей Мельников, Виктор Хохряков. Пришлось в качестве мастера электроотдела работать с удвоенной силой.

— Закончив Дятьковский стекольный техникум, по направлению, я приехала на завод, — вступает в разговор жена Анатолия Васильевича Нина Сергеевна,- 34 года проработала сменным мастером.

Нина Сергеевна рассказывает о днях оккупации на Брянщине. В 1943 году здесь хозяйничали гитлеровцы. Страшное было время: расстрелы, казни, угон советских людей в неволю. Но ничто не смогло сломить наш народ. Даже в такие чёрные дни простые русские люди находили в себе силы.

 — Я состояла в подпольной комсомольской организации, — рассказывает Нина Сергеевна. — Как и мои подруги, выполняла поручения, доставляла партизанам ружейное масло, продукты, медикаменты.

Однажды через связного получила задание пробраться в Брянск и узнать о продвижении войск, полагаясь только на зрительную память. Позже стало известно, что сведения, принесённые мною, были точными. Однажды, придя домой, Нина не нашла свою мать. Сразу поняла: гестапо напало на след. Пришлось уйти к партизанам. Свою мать она так никогда и не увидела. В партизанском отряде девушка воевала до освобождения Брянщины.

Я держу в руках «Удостоверение партизана» за номером 149. Моя собеседница близко соприкоснулась с войной, принесшей столько бед и страданий нашему народу. Мои собеседники — люди нелёгкой, но интересной судьбы желают всем будущим поколениям мирной жизни.

К.ВЛАДИМИРОВ. Газета «Дзержинец», 20 мая 1985 г.

Поделиться ссылкой:

Оцените этот материал

Информационная продукция для людей, достигших возраста шестнадцати лет (16+)

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.