Я ушла в партизанскую часть в октябре 1941 года, когда враг подходил к подступам Москвы. Действовали мы в основном с группой девушек под командованием Елены Фёдоровны Колесовой.
В последней операции нас было 12, из которых в живых осталось двое. Нам, как и другим работавшим в тылу врага, приходилось выполнять подчас самые непредвиденные операции: минировали автодороги, мосты, железные дороги. Перерезали связь врага. Искали данные о состоянии врага и его вооружении.
Очень тяжело, не надеясь на жизнь, нам пришлось встретиться с врагом под станцией Крюково Ленинградской железной дороги, в начале декабря 1941 года. В конце ноября 1941 года вся наша часть была послана на «выкуривание» фашистов из тёплых хат, в которых они укрылись от 40-градусных морозов. Мы подползали к хатам, обливали их горючим и по сигналу, в один момент загорелась почти вся деревня, где находились фашисты.
Эти операции, как правило, мы проводили часа в 2-3 ночи. Как только загоралась вся деревня, нам приходилось удирать в лес, как можно быстрее, минируя за собой след. Были и погони, но фашисты обращались в панику. В этой операции мы очень многих потеряли. В эти дни погибла и Зоя Космодемьянская.
В марте 1942 года, когда врага отогнали от Москвы, наша группа вместе с другими была переброшена в район города Сухиничи Калужской области, где нам на лыжах ночью пришлось перебираться в тыл врага. К утру мы подошли к деревне, в которой не было фашистов. А часов в 8 утра мы услышали взрывы авиабомб, сброшенных с фашистского самолёта. Затем пошли танки. Мы вступили в бой. В этом районе нам пришлось удерживать врага целую неделю, пока не подошли войска 10 армии.
Бои были очень жестокие. Мы многих потеряли в этих боях. Из 350 человек возвратилось около 50 вместе с ранеными. В это время мы потеряли из нашей девичьей группы двух сестёр – Нину и Зою Суворовых, двух весёлых отважных москвичек. Наши успехи на фронтах, особенно на Западном, стали более успешными. Врага отогнали от Москвы к городу Смоленску. В конце апреля 1942 года нашей группе дали новое задание: вылететь в глубокий тыл врага, где мы, 12 девушек, и приземлились в районе станции Крупки (под городом Борисовым). В экипаже самолёта, который нас переправлял в глубокий тыл врага, в то время был и Б.М.Ясников – лётчик из Гусь-Хрустального.
Приземлились мы с парашютами не совсем удачно, Таню Алексееву, работницу с кондитерской фабрики «Красный Октябрь», мы нашли уже погибшей, похоронили её там, в Белорусском лесу. Позже мы узнали, что также были найдены погибшими и захоронены Тамара Миханько – наша «Рыбочка» — 16-летняя девчушка, пришедшая к нам после окончания 8 классов школы. Таня Ващук работала вместе с Таней Алексеевой. Зина Морозова – студентка Московского института физкультуры – при приземлении получила сильное повреждение позвоночника – не могла ходить. Ара Фанталова, Аня Минаева, Вера Ромащенко также неудачно приземлились, получили вывихи и растяжения в суставах.
Наше положение оставалось тяжёлым, пока не связались с местными партизанами. Мы в основном минировали железные дороги. Враг усиленно охранял железнодорожные пути. Подойти к ним было очень сложно. Но наши девчата ухитрялись обманывать фашистскую охрану.
А. ЛАПИНА, участница Великой Отечественной войны, 21 января 1975 года.