Четверг, 28 марта, 2024
ДомойГазета Гусевские вестиАктуальноИСТОРИЯ СЕМЬИ ОДНОГО СОЛДАТА

ИСТОРИЯ СЕМЬИ ОДНОГО СОЛДАТА

Жили-были две сестрички. В детстве они жили в далекой Мещёрской стороне на юге сегодняшнего Национального парка «Мещёра». Они родились в простой крестьянской семье в деревне Рылово (позже она называлась Скворцово) Курловского района Нармского сельсовета. С тех пор прошло много-много лет. Исчезла с лица земли деревенька Рылово, Курловский район стал Гусь-Хрустальным, от села Нарма, где учились сестрички, остались только полуразрушенная церковь и кладбище, где похоронены бабушки и дедушки этих девочек. Младшая, Капа, родилась на 4-й день войны, 26 июня 1941 г., старшая, её звали Женя, была старше на два с половиной года.

Фамилия у них была громкая — Хрущевы. Фамилию девочки получили от своих родителей — отца Ивана Павловича Хрущева и матери Прасковьи Иосифовны Хрущевой. На следующий день после рождения младшей дочери отца забрали на фронт. Больше девочки его не видели. В новогоднюю ночь 1942 г. в страшных боях на Калининском фронте (Ржевское направление) он был ранен и через несколько дней умер в полевом госпитале. Домой с фронта пришли два маленьких письма-треугольничка и похоронка.

Наша семья жила в деревне до 1951г. в большом пятистенном доме, построенном родителями до войны. Мужчин в деревне совсем не осталось, домой с войны почти никто не вернулся, в деревне были лишь старики, вдовы и дети. Все тяготы деревенской жизни легли на плечи женщин. С раннего утра до позднего вечера они пропадали на работе в колхозе. За работу в колхозе начисляли только «палочки», которые ничего не стоили. Надо было как-то выживать. В деревне тогда у всех были большие огороды. Огород кормил семью. По весне женщины объединялись в маленькие коллективы по 2–3 человека и помогали друг другу засаживать огород, а по осени его убирать. Кроме того, в каждом дворе были домашние животные — корова, овцы, поросенок, куры. Было трудно, зато мы не голодали. И с ранних лет нас приучали трудиться.

1 сентября 1945 г. я пошла в школу. Село Нарма, семилетняя школа. От деревни до школы через лес более километра. Нас провожали в школу только один раз – 1 сентября в первый класс. Проблемы были только холодной снежной зимой. Тогда чьей-нибудь маме давали в колхозе лошадь. Она собирала по деревне мелких ребятишек, усаживала их в сани, как горшки в печь, и мы ехали в школу. Только позже я поняла, что сельская школа, которую возглавлял уроженец деревни Рязаново Иван Варфоломеевич Антонов (1918-1987, похоронен в селе Нарма) дала нам прекрасные знания. Я до сих пор помню свою первую учительницу Марью Ивановну Морозову и учителя алгебры Александра Павловича Аранышева.

Мама очень хотела, чтобы ее дети получили достойное образование. Вместе с домом, скарбом и коровой в 1951г. мы переехали в Гусь-Хрустальный. Это было непростое решение. К тому же маме нужно было получить разрешение общего собрания колхозников на выход из колхоза и отъезд на другое место жительства. Только при таком условии можно было получить паспорт. У колхозников ведь не было паспортов, а в городе без паспорта жить нельзя

В Гусь-Хрустальном я закончила седьмой класс, затем Стекольный техникум, получила диплом с отличием техника-химика и по распределению уехала работать в город Вышний Волочёк Калининской области. Через год поступила учиться на химический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С тех пор моя жизнь была связана с Москвой. Здесь я закончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию и затем в течение 50 лет работала в научно-исследовательском институте Академии наук. Здесь же я вышла замуж, наша дочь тоже стала химиком. Внук в этом году заканчивает экономический факультет того же университета.

Сестра Капа проработала всю жизнь на заводе «Стекловолокно» города Гусь-Хрустального. Она начала работать сразу после окончания десятилетки в ткацком цехе завода. Ее первая должность называлась «кладовщица». Параллельно вечером стала учиться в Стекольном техникуме. А затем заочно получила высшее образование в Московском инженерно-строительном институте. Продолжала работать на своем заводе в экономической лаборатории НОТ и на пенсию ушла с должности заместителя начальника отдела труда и зарплаты. Муж Капы Владимир Михайлович Дмитриев мальчишкой пришел на хрустальный завод, учился в фабрично-заводском училище, затем в школе мастеров, стал отличным мастером-алмазчиком. Работал в тандеме с художницей завода О.И. Козловой. У нас в семье хранятся красивейшие вазы «Салют» и «Тюль- пан», сделанные его руками.

Дочь Капы и Владимира Михайловича Наташа закончила педагогичекий институт во Владимире, работает психологом. Внучка Капы, тоже студентка, учится в Суздальском художественно-реставрационном училище. Мечта мамы, закончившей 2 класса церковно-приходской школы, сбылась. Ее дети и внуки получили высшее образование.

Но у нашей мамы была и вторая мечта — разыскать место захоронения нашего отца. Попытки, предпринятые ею в пятидесятые годы, были безуспешными. На ее запросы либо не отвечали, либо отвечали: «Сведений нет». Мы нашли могилу отца много позже, когда с сестрой стали совсем взрослыми.

Иван Павлович Хрущев в середине июля 1941 г. в составе 31-й армии при- был на фронт. Он попал в самое пекло войны. Битва под Москвой, Ржевское направление. Летом армия состояла при Резервном фронте и строила оборонительные сооружения на линии Осташков-Ржев. Боевое крещение получила 2 октября под Вязьмой, где сразу несколько армий попали в окружение. 31-армия была практически уничтожена. Отец уцелел.

Потом был Калининский фронт (командующий И.С. Конев), освобождение 16 декабря города Калинина, кровопролитные бои на Старицком направлении. Старица (на трассе Калинин-Ржев) освобождена 1 января 1942 г. В этот день, видимо, где-то здесь отец получил смертельное ранение. Он умер 4 января в полевом госпитале в Калинине и в этот же день захоронен на гражданском кладбище «Большие Перемерки» на воинском участке «Бобачевкий бор». Сегодня — это мемориал «Бобачевский бор», где захоронены 5 728 воинов. Все названы поименно. Мемориал находится на восточной окраине города Калинина (теперь Тверь) у трассы Москва — Санкт-Петербург. Летом 1984 г. вся наша семья посетила этот мемориал.

Иван Павлович был рядовым стрелковой дивизии. У него нет никаких наград. Но его имя останется в памяти потомков навечно: оно увековечено на одном из 36 постаментов с гранитными табличками «Бобачевского бора», в книгах памяти г. Твери, Тверской и Владимирской областей, в Управлении Министерства Обороны Российской Федерации по увековечиванию памяти погибших воинов есть учетный номер захоронения отца.

И еще. Памятником нашим родственникам, спасавшим жизнь нашей страны, является и наша родословная книга «Жить и помнить». Она написана и отпечатана для родных к новому 2020г. Материал для этой книги мне помогали собирать обе внучки Ивана Павловича — дочь Капы — Наталья Дмитриева, которая уже давно составляет наше родословное дерево, и моя дочь Мария Хрущева, а также моя троюродная сестра Надежда Филатова, проживающая с семьей в Курлово. В этой книге есть большая глава о наших родственниках, не вернувшихся с войны или вернувшихся инвалидами. Это два моих дяди, пропавших без вести, не успевших прислать ни одной весточки с фронта: Федор Ионович Маркин — муж сестры моей мамы и Василий Николаевич Тихомиров — муж сестры моего отца; это и двоюродные братья моего отца Семен Васильевич Хрущев и моей мамы Петр Иосифович Удалов (Ленинградский фронт, оба пропали без вести при прорыве блокады Ленинграда).

Восемнадцатилетним призван на фронт Петр Яковлевич Удалов. Умер от ран, похоронен в Краснодаре. Таким же 18-летним был и Петр Иосифович Удалов. Все эти воины были уроженцами деревень Рылово и Рязаново и призваны на фронт Курловским райвоенкоматом.

Константин Исаакович Северин и Александр Иванович Шевколенко уроженцы Украины, мужья двоюродных сестер мамы — Удаловых Марии Яковлевны и Любови Яковлевны — вернулись живыми с наградами, но с тяжелыми ранениями.

А.И. Шевколенко с семьей после войны жил в Крыму в Феодосии, работал прокурором города. К.И.Северин отправился на фронт 26 июня 1941 г., служил в железнодорожных войсках, задачей которых была перевозка военных грузов и ремонт разрушенных железнодорожных путей. Побывал со своей бригадой на Калининском, Сталинградском, 3-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах. Летом 1944 г. получил тяжелое ранение. Долго лечился. И в октябре 1944 г. по болезни был уволен в запас. Судьба занесла его в Курлово. Здесь он женился и прожил до конца жизни. Сейчас в Курлово живут его дети и внуки, известные в районе люди — дочь Надежда и ее муж Александр Филатовы. Двое сыновей Филатовых имеют юридическое образование. Старший Андрей работал много лет в органах прокуратуры в разных районах Владимирской области, в том числе и в Гусь-Хрустальном (сейчас живет в этом городе), младший Сергей — сегодня глава администрации своего родного города Курлово.

В нашем семейном архиве хранится фотография бравого человека средних лет с нежным посвящением: «На добрую память сестре Куле от брата Яши, март 1916 г.».

Куля — это моя бабушка Акулина Васильевна Удалова, а Яша – Яков Васильевич Удалов, дедушка Надежды Филатовой. Они родились в 80-х годах 19 века. Наши семьи связывает более чем 130-летняя дружба. И мы об этом помним и гордимся.

ЕВГЕНИЯ ХРУЩЕВА.

Поделиться ссылкой:

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо за статью! Сбираю сведения о гусевских мастерах. Можно ли подробнее узнать о жизни Владимира Михайловича Дмитриева? В Музее хрусталя в Гусь-Хрустальном также есть работы этого талантливого мастера.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.