Суббота, 4 мая, 2024
ДомойГазета Гусевские вестиАктуальноБЕСКУЛЬТУРЬЕ В БОЛЬШОМ И МАЛОМ: ЧТО ПРИДЁТ НА СМЕНУ ПОКАЗУШНОЙ ПУСТОТЕ?

БЕСКУЛЬТУРЬЕ В БОЛЬШОМ И МАЛОМ: ЧТО ПРИДЁТ НА СМЕНУ ПОКАЗУШНОЙ ПУСТОТЕ?

Говорят, до японской вежливости нам, россиянам, ещё очень далеко. Особенно после псевдо либеральных реформ, когда в стране были сняты многие запреты. Тридцать лет назад у многих граждан постсоветского пространства появилось сильное ощущение полной свободы: хочешь торгуй без опаски быть обвиненным в спекуляции, хочешь проявляй свою любвеобильность без всяких табу на свободную любовь, хочешь выражай своё «Я» через языковой хаос (кстати, есть мнение лингвистов, что именно в 90-е перестали стесняться неграмотности). В общем, были сняты многие запреты, в том числе и на проявление бескультурья.

Сегодня чиновники снова пытаются возделывать в народе культурность. Правда, методы, используемые государством в нынешние времена (а в основном это штрафы с установкой ограничительных рамок) пока не стали той панацеей, которая лечит от откровенного бескультурья. У нас есть закон о запрете распития спиртных напитков в общественных местах, антитабачный закон, закон о тишине и т.д. и т.п. И что? Разве с улиц пропал типичный в наши дни персонаж – матерящаяся и плюющаяся молодежь, с подчеркнутым неуважением к окружающим издающая странные хрюкающие звуки? Или исчез другой постыдный продукт российских «либеральных» реформ – спивающиеся граждане среднего возраста, в отсутствие отрезвленного сознания орущие благим матом на своих детей, а если кто со стороны сделает замечание, заодно и на последних? А может канули в небытие окурки мимо урны в тех же общественных местах? Или, например, грамотность повысилась хотя бы до исчезновения в словах и речевых оборотах нелепых ошибок, встречающихся даже в официальных ответах самих же чиновников? Нет, ничего подобного.

ГРЯЗНЫЙ, НО УЮТНЫЙ…

Особенно бескультурье бросается в глаза в маленьких городках. И проявляется оно не только в конкретных «перекосах» отдельных людей.

С точки зрения общегородской картины бескультурья, пожалуй, самое откровенное время – весна. Под ногами и на оттаявших проталинах – окурки, брошенные бутылки, экскременты животных. Следующий «пейзаж», удручающий своей круглогодичностью — неубранный своевременно мусор, грязь, свалки.

Посмотрите на родной Гусь-Хрустальный, на его центральные улицы и окрестности… Во всей красе прёт безалаберное отношение к чистоте! И не только как признак исчезающей культуры быта среди обычных людей, но и как результат технической отсталости отвечающих за уборку коммунальных служб, а порой и попустительского отношения к обязанностям. Поэтому с учетом последних нюансов, думается, не совсем честно и даже морально не чистоплотно сваливать неухоженность и грязный вид нашего города только лишь на невоспитанность его жителей, что, кстати, нередко можно наблюдать на различного рода заседаниях, когда чиновниками местного уровня обсуждаются мусорные темы.

Дабы не быть голословными в этом утверждении, обратимся к фотофактам нынешнего года, запечатленным в самое «откровенное время бескультурья» — весной.

Неказистый старенький двухэтажный домик из середины прошлого столетия (на фото справа). Но даже среди традиционной картины неухоженности территорий старого жилого фонда, жители дома не потеряли стремление к красоте. Участок под окнами не просто чистый, но даже с некоторыми элементами декора. Тот случай, когда хоть что-то радует глаз в серой гусевской реальности. Что это как не проявление культуры к наведению чистоты и порядка со стороны отдельно взятых людей?

А теперь сместим взор левее, к дороге, и посмотрим на отношение городских хозяйственников к плодам трудов тех же жителей. Могу сказать, как человек, который минимум два раза в день проезжает туда и обратно мимо этого дома, что мешки с листвой и мусорной начинкой «красовались» несколько недель, естественно разваливаясь, разлетаясь и превращая результат заботливой уборки в «мартышкин труд». Подобный факт для нашего городка – не единичный случай.

Не это ли один из видов общегородского масштаба бескультурья, но только не со стороны граждан, а по причине годами разыгрываемой видимости «героических» усилий в хозяйственной деятельности на местных территориях (кстати, заметно оживлявшейся в приезды бывшей губернаторши Орловой)? Так зачем пенять при каждом случае на зеркало (в данной ситуации на невоспитанность граждан), коль у самих сами знаете, какая часть головы, простите, крива? Кстати, эпиграф и сюжет поистине бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Не знаю, как кому, но мне видится именно так. И лично меня «умилило» начало одного из пресс-релизов городской мэрии, выпущенного на прошлой неделе по поводу концерта Льва Лещенко в нашей провинции. Начиналось информационное сообщение со слов «наш уютный хрустальный город посетил народный артист России…». При том, что уже не только улицы, соседствующие с центром города, не назовёшь уютными (про более отдаленные окрестности вообще говорить не приходится!), но и сами центральные виды Гусь-Хрустального ну никак не тянут на описание уютных и ухоженных. Думается, что, всё-таки, тексты, пускай даже и официальные, не должны так откровенно отрываться от реальности, не видеть очевидности, какой бы она не была грустной, иначе ухмылок читателей не избежать. Приукрашать, конечно, можно и нужно, но только в литературном творчестве, например, в детских сказках или в жанре фантастики.

ИЗВИНЯТЬСЯ ПЕРЕСТАЛИ

А вот где уж точно происходят культурные «перекосы» отдельных персонажей, так это в сфере обслуживания. Понятно, что в сегодняшнем суровом мире капитала отношение к работе во многом стимулируется уровнем заработка, а в нашей стране заработок обслуживающего персонала не так велик… И, увы, в Гусь-Хрустальном настолько всё плачевно с зарплатами рядовых сотрудников, что суровая капиталистическая действительность, видимо, скоро догрызёт последнюю предупредительную вежливость, профессиональную сдержанность, элементарную внимательность, трудовую ответственность и умение своевременно принести извинения за некачественно оказанную услугу. На смену этим культурным составляющим всё чаще приходит грубость и даже откровенное хамство.

Эпизодов из жизни хамоватого обслуживания в магазинах, общественном транспорте, такси и много где ещё – хоть отбавляй.

К примеру, на днях стала невольным очевидцем общения продавщицы магазина автозапчастей с покупателем. Перепалка возникла из-за претензий возмущенного клиента на регулярную невнимательность продавца, в очередной раз оформившую не ту автодеталь, поступление которой он прождал неделю. И что вы думаете? Вместо извинений за допущенный в работе непрофессионализм, а значит, зря потраченное клиентом время ожидания, сотрудница магазина на несколько эмоциональные, но, не выходящие за рамки приличия, упреки покупателя-мужчины бросила реплику: «На свою жену кричать дома будешь».

Ещё одна сценка из магазинной жизни, где в перепалку вступила уже не продавец, а уборщица торгового зала, сорвавшаяся на посетителя за… десятый по её счету проход оного между стеллажей по вымытому полу. Директор магазина, слава богу, не посоветовала покупательнице летать по воздуху пока пол не просохнет, и даже обещала сделать уборщице замечание, но принести извинения за хамство персонала так и не догадалась.

Не прозвучало естественное вежливое слово «извините» и в другом неприятном эпизоде, случившемся с моей знакомой, но на сей раз связанным с услугами транспорта. В понедельник в районе девяти утра вызвала она такси. Не прошло и пяти минут, как прозвучало привычное: «К вам выехал автомобиль…». Пролетели десять, двадцать, тридцать минут, но счастья лицезреть машину у дома лично для неё не наступило. И вроде бы улица не такая дальняя, и дорога асфальтированная, пускай и в заплатках, но терпимая, что для Гуся – крайняя удача, а для такси – облегчение. В общем, из-за потерянного времени актуальность поездки отпала, вызов пришлось отменить. Но всё же диспетчеру клиентка перезвонила, дабы поинтересоваться причинами такого «оказания» услуги. В ответ услышала, что взявший вызов таксист поездку отменил, произошла заминка.

И здесь бы самое время для диспетчера принести извинения за невозможность своевременного обслуживания, но не тут-то было! Напротив, сотрудница службы такси умудрилась высказать клиентке, мол, вы тоже думайте в какое время вызываете, всё-таки утро понедельника. Так и представляешь, как при словах об утре понедельника указательный палец диспетчера поднимается многозначительно вверх. По меньшей мере, звучит странно, тем более не глубокая ночь или рассвет. Но и в эту пору за невозможность круглосуточной службы предоставить услугу должно прозвучать: «Извините».

Очень грустно говорить о хамстве, проявляемом к людям пенсионного возраста. Ведь они более восприимчивы к неуважению, нежели молодежь или средневозрастные граждане. Быть может, сказывается старое советское воспитание. Итак, почтовое отделение города. Пожилая женщина с культурной сдержанностью пытается разобраться в каких же просторах почты России пылится письмо, которое она никак не может получить. Как выяснилось, работники почты затеряли след письма, что-то напутали в отметках о получении, а пенсионерке пришлось посещать почтовое отделение два раза, переживать. И хотя налицо оплошность почтовиков, но с кем не бывает, тем более, что отправлений всякого рода – тьма. Сотрудница учреждения буркнула женщине о тысяче таких писем как её, ведь может и потеряться. Другим более культурным языком, сослалась почта на загруженность. Но слова «извините» от этой службы человеку пожилого возраста, вдобавок оплатившему платную почтовую услугу, так и не последовало.

А ещё в местных магазинах и других объектах по оказанию всякого рода услуг (не во всех, конечно, но всё же) сотрудники чуть ли не как оскорбление воспринимают ситуацию возврата покупателем товара, когда маячит перспектива вернуть уплаченные клиентом деньги или повторно и, о боже, бесплатно предоставить услугу, ввиду некачественности первой. Тут пыль может подняться до небес, с оскорбительными подозрениями и выдуманными на ходу отговорками. Даже при наличии кассового чека и целостности товарной упаковки. При том нередко речь идет о небольших по сегодняшним меркам деньгах. Поэтому большинство людей в роли покупателей культурно предпочитают не мотать свои нервы, а хамоватые сотрудники остаются, как говорится, при своём. Кстати, во Владимире дело с подобными ситуациями обстоит более прогрессивно и обнадёживающе. Как выражаются делящиеся своими практическими впечатлениями мои знакомые и коллеги: «Ни то, что у нас в Гусе». Впрочем, эта тема немного другого плана и заслуживает отдельного освещения на страницах прессы. И к ней мы ещё вернемся.

В ЦАРСТВЕ ПУСТОТЫ

Как-то выступая в эфире радио «Эхо Москвы», известный публицист Александр Невзоров коснулся проблем культуры. В частности, он озвучил неутешительную вещь, сказав, что старая, традиционная культура умерла, а новая… лучше бы её не было. На месте традиционной культуры возникла ужасная пустота. И некому взвалить на себя миссию объяснять происходящее, облагораживать бытие и нравы.

Безусловно, одними штрафными санкциями и только лишь обязанностями, прописанными в сегодняшних законах, трудовых договорах, служебных инструкциях культурный пробел не восполнить. Ведь в них нет того, что объясняло бы многие элементарные вещи понятным человеческим языком. Да и сам понятный человеческий язык, как и неравнодушное взаимоотношение, не через гаджеты и сети, а глаза в глаза, не для «галочки», а для настоящего восприятия и осознания, сегодня становятся исчезающим элементом в культуре общения между людьми, между детьми и взрослыми, между чиновниками и гражданами одной страны.

Что придёт на смену всей нынешней показушной пустоте? Честно, не понятно. Но хочется думать, что всё изменится к лучшему, пускай и не сразу.

ОКСАНА ДОБРОВОЛЬСКАЯ.

Поделиться ссылкой:

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.