Пятница, 29 марта, 2024

С НАДЕЖДОЙ НА ЛОЯЛЬНОСТЬ

Уходящий 2020-й год оказался самым что ни на есть високосным. Ни в сказке сказать, ни пером описать – сколько всего произошло! Если бы нам ещё год назад до боя кремлёвских курантов сказали о том, что в двадцатом году мы начнём ходить в защитных медицинских масках на улицах и в присутственных местах, соблюдать безопасную дистанцию по отношению друг к другу, оформлять специальные пропуска даже для того, чтобы добраться до места работы, скорее всего многие из нас не поверили бы, назвав всё это выдумками и сказав, что быть такого не может.
Но случилось так как случилось. Более того, в уходящем году с приподнятыми в тревожном удивлении бровями мы наблюдали мартовский ажиотаж в продуктовых магазинах. Когда с полок сметались макароны, крупы, растительное масло, тушенка. Поддавшись всеобщему чувству тревоги мы «подмели» гречку – продукт достаточно сытный и долго хранящийся. Даже алкоголь покупали про запас. На будущий период запасались и туалетной бумагой. На фоне активной покупательской способности впрок, а отнюдь не от возросших доходов, власти даже стали обещать народу, что дефицита товаров не предвидится, и гречки тоже хватит. Но граждане продолжали на всякий случай готовиться к худшей жизни.
Тогда, в марте, мы даже не представляли, какую злую шутку может сыграть с обществом уровень тревожности и состояние неопределенности в связи с ковидом. Кто же мог знать, что ценовой рекорд побьют не гречка или макароны, а… лимоны! И попить чай с лимоном в апреле 2020-го станет роскошью при взрывном подорожании этого цитруса до 500 рублей за килограмм и выше по всей стране. И всё это из-за слуха, что лимон и имбирь (он тоже взлетел в цене) – эффективное средство от коронавируса. Но если бы это было так… В общем, когда до общественного разума дошло, что лимон и имбирь не имеют доказанных лечебных свойств в борьбе с новым недугом человечества, спрос на них пришел в своё обычное состояние, цены тоже.
В общем не знаю, стоит ли считать, что в апреле наступил тот самый случай, если вспомнить, что прилавки магазинов не опустели, гречки хватило, как впрочем, не стали дефицитом колбаса, макароны, молочка. Но зато мы, как и весь мир, дружно запасшись продуктами и туалетной бумагой, практически также дружно заперлись в четырёх стенах, работали на удалёнке, учились дистанционно. Неделю за неделей с голубых экранов артисты и спортсмены рассказывали нам о том, как много интересных дел можно найти дома в период самоизоляции, например, готовить кулинарные шедевры, редактировать семейные альбомы, шить стильные маски и оставаться дома, правда, не сказали, где взять денег, чтобы беззаботно предаваться всем этим занятиям.
И так до самого лета. Летом мы успели принять участие в голосовании за поправки в Конституцию РФ, в том числе за обнуление сроков действующего президента. В августе начались предвыборные кампании различного уровня по регионам страны. В сентябре они завершились единым днем голосования. Давайте вспомним, что в 2020 году в целом по стране явка на выборы была низкой, несмотря на замечательную сентябрьскую погоду. Традиционно в победителях – единороссы.
За всё это время, начиная с весны, многие граждане успели потерять работу, собственное дело, а вместе с тем доходы, на которые кормили семью. Между тем цены уверенно ползли вверх: сильные скачки наблюдались на основные потребительские товары, разные виды одежды, включая верхнюю, а также обувь, детские товары, туалетную бумагу, лекарства, бытовую химию, средства личной гигиены. К концу года основными локомотивами роста среди продуктов стали сахарный песок, крупа и подсолнечное масло. В уходящем декабре президент РФ посчитал недопустимым значительное подорожание сахара, макарон и муки. Кстати, происходит подобное при больших в этом году урожаях зерна в России. Владимир Владимирович Путин на совещании, прошедшем 9 декабря, даже напомнил министрам, что едят обычные россияне – не спагетти болоньезе, а макароны по-флотски.
По заявлению министра экономического развития Максима Решетникова, инфляция в РФ по итогам года ожидается на уровне 4,8%, основной вклад в этот показатель вносят продовольственные товары. Между тем, реальные доходы жителей страны упали, официально до 4,3%. Это официально, а реально?
Нам продекламировали, что ситуация с ценами будет урегулирована рыночными методами, но при участии правительства, в частности повышением вывозной пошлины на семена подсолнечника и рапса, введением пошлины на экспорт пшеницы, заключением соглашений с ФАС, «Союзроссахаром» и другими структурами о недопустимости необоснованных наценок.
Должно бы это нас успокоить. Но выработанная годами стереотипная реакция на обещания чиновников настраивает нас на мысль, что цены всё равно будут подниматься. И небезосновательно. Ведь так же считают многие эксперты, напоминая о состоявшейся в этом году девальвации рубля. Объяснение простое: пускай зерно, молоко, овощи производятся в России, но технологии, оборудование во многом закупаются за рубежом. А так как они стали дороже, то и цены все равно будут «подтягиваться» вверх. Так что идея продовольственных карт, когда для людей с низким достатком сохраняется потребление базовых продуктов питания, с подачи 2020-го вполне может получить второе дыхание.
А что думают о 2020-м психологи? Эти специалисты считают, что уходящий год в целом заставил многих пересмотреть приоритеты в жизни, переосмыслить своё бытие. А вот что точно случилось, так это повышение уровня тревожности из-за состояния неопределенности, в которую уходящий год нас окунул. Всё это дестабилизировало многих из нас. Большой страх внушало людям отсутствие денег на жизнь, на лечение. Получилось так, что на первый план у многих из нас вышло даже не здоровье, а финансовая стабильность.
Что касается последнего факта, то не только кошельки граждан похудели на глазах. Пустота местного бюджета как никогда ощущалась в этом году в Гусь-Хрустальном. И дело не в том, что не было традиционных массовых мероприятий присущих тому или иному периоду года, вовсе нет. Здесь свою роль сыграла пандемия. Пустота замерла в ужасающем состоянии дорог, в отсутствии должного их содержания, ухода за улицами города, его тротуарами и даже возникшим в декабре беспокойством – а будет ли в Гусе хотя бы ёлка наряжена в центре города. Если что и сотрясало Гусь-Хрустальный, так очередной «потрясающей» новостью становились то скандальная установка окон в здании гороно – объекте культурного наследия – за счет средств детских садов, то затонувшая «Камчатка» с неразберихой в вопросе о том, а как она вообще плавала с пассажирами на борту без лицензии, то банкротное состояние зелёного хозяйства, потянувшего за собой приостановку выделения средств на приют для бездомных животных, то уступки мусорному бизнесу в ущерб людям, проживающим в домах по-соседству с очередным местом перевалки отходов. Обо всём этом мы писали, как и о многом другом.
И надо отдать должное гусевчанам, читают они с чувством, толком и расстановкой. Это заметно по регулярным звонкам в редакцию. Соглашаются с авторами статей, а бывает и укоряют, в основном, за некоторую размытость информации. Не спорю, бывает и так. Но, как говорил юный паж в советском фильме-сказке «Золушка»: «Я не волшебник, я только учусь». Да, нам приходится учиться подстраиваться под нормы тех законов, при помощи которых деятельность СМИ недавно обросла дополнительными рамками. Например, придерживаться мнения, что при отсутствии информации любые версии допустимы, в нынешнее время крайне чревато, в том числе кусающимися административными штрафами.
Но дело не только в ужесточении требований к самой информации, её источникам. По собственным наблюдениям могу отметить, что к примеру пять лет назад информационному изданию было легче получить сведения по тому или иному факту. Сейчас же дело доходит до того, что, казалось бы, на не самый сложный вопрос о ближайших планах работы иной структуры, её местное руководство отвечать не спешит, а то и сразу советует журналистам обратиться в областное ведомство, чтобы в свою очередь оно дало правильный ответ для СМИ. Получается, на местах опасаются самостоятельного общения и как бы чего не вышло? Чего уж говорить, когда на свет божий выползает какая-нибудь нелицеприятная ситуация и требуется комментарий… В уходящем 2020-м году в нашей работе подобные ситуации встречались. Однако, если так пойдёт и дальше, то скоро даже обычное поздравление с праздником, с тем же Новым годом, нижестоящие начальники будут согласовывать с теми, кто выше. Но всё же будем надеяться, что до такого абсурда не дойдёт в наступающем году.
Вообще информационное поле очень сильно влияет на уровень счастья среди людей. Например, Газета.ru недавно отметила несколько разнящуюся обеспокоенность среди тех, кто знакомится с новостями из интернета или получает их через ТВ и газеты. От интернета чувство тревожности выше.
И всё-таки, несмотря на происхождение источника, из которого каждый из нас черпает свою информацию для жизни, давайте не терять надежду и верить, что 2021-й будет к нам добрее, по крайней мере, более снисходительным и лояльным с любой стороны, будь то здоровье, семья, работа, финансы или любовь.

Оксана Добровольская.

Поделиться ссылкой:

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.