Четверг, 25 апреля, 2024
ДомойГазета Гусевские вести"Старинные часы - свидетели и судьи..."

«Старинные часы — свидетели и судьи…»

«Замершее время» на старом здании текстильного комбината.

Каждый чувствует по себе, как быстро летит время. Печально, что вместе с часами, годами и веками сквозь пальцы утекают приметы различных исторических периодов и эпох, каких-то знаковых для, скажем, провинциального городка примет времени. Одна из недавних потерь, о которой «Гусевские вести» писали: закрылся последний в городе книжный магазин, на его месте теперь солидный банк ВТБ. Вернулись к «доисторическим» книжным лоткам.
Явный признак того, что читать в Гусе (впрочем, как и по всей России!) стали намного меньше в сравнении с советскими временами.

    Но есть и пример, напрямую связанный непосредственно со временем. Я говорю об участи городских стрелочных часов. Конечно, родившимся в конце XX – начале XXI веков, можно сказать, неведомо, что уличные и заводские часы играли интересную, порой и очень важную роль в жизни прежних поколений гусевчан.
Под стрелочными часами в центре города назначались свидания, а то и деловые встречи. По ним сверяли часы прохожие, часто прибегали дети, у них-то вообще не было часов. Проезжая мимо железнодорожного вокзала, мы сверяли свои наручные ходики с вокзальными, украшавшими фронтон здания, а по двухсторонним часам на платформе с нетерпением ожидали времени прибытия поезда, когда-то самого популярного вида транспортной связи с Владимиром. Помнится и так называемый московский вагон, который шел до столицы с перецеплением во Владимире к поезду до Москвы, где нас встречали столичные родственники и водили нас по продуктовым магазинам, о которых приезжие почти не знали.
За зданием заводоуправления текстильного комбината спрятались воистину исторические стрелочные часы, установленные на здании мальцовской постройки. Они работали как бы «в паре» с фабричным гудком, оповещавшим ткачей и иже с ними о начале и окончании очередной смены: гудок гудел, а часы через определенные интервалы издавали мелодичный звон. Гудок был слышен далеко по загородным лесам, и грибники-ягодники знали, что не заплутают в красивом, но сложном, а то и дремучем мещерском лесу – шли на фабричный гудок к городу. Родители без особого беспокойства отпускали компании ребятишек в лес: фабричный гудок выведет их к дому наверняка! С годами, после того, как замолчал гудок, перестали бить фабричные часы. Раньше их было видно с улицы, теперь это внутренний двор текстильного комбината.

Первичные электронные часы.

Небольшое отступление, но оно тоже связано с временным фактором. Мы чаще говорим и пишем, вспоминаем об истории хрустального завода, как градообразующего предприятия. Но много интересного есть и в истории текстильного комбината, ранее – фабрики «Красный Профинтерн». Кстати сказать, Профинтерн — это Красный интернационал проф-союзов (международное объединение революционных профсоюзов), созданный в Москве в 1921 году и просуществовавший до 1937 года.
В помещениях комбината, по свидетельству ветеранов, оставались такие исторические феномены, как лифт мальцовской постройки в фабричной башне (интересно бы узнать, кто, в каком году его сделал, когда установлен). Где-то на одном из чугунных лестничных пролетов, вроде, есть некое изображение также мальцовских времен, которое сейчас бы назвали «лейблом». Фабричные металлические лестницы – сами по себе феномен. Говорят, что в лихих 1990-х заезжий москвич предлагал за маршевый пролет огромные деньги.

Замазанные часы на старой проходной с/з им. Дзержинского.

Возможно, есть и какие-то иные раритеты, о которых мне не известно. Об этом можно было бы узнать из материалов фабричного музея, куда в советские времена были собраны богатые краеведческие материалы. Где они сейчас? Часть стендов сохранилась и размещена в актовом зале, но это лишь толика всего архива. Где остальное: документы, образцы оборудования и пряжи, многое другое?.. Неизвестно, потому как с началом ельцинского времени ведомственные музеи на фабриках, заводах, в учреждениях, даже в школах стали вдруг «неинтересны». Их разобрали, экспонаты, было и такое, даже просто выбрасывали «на помойку», сдавали в утиль как макулатуру… Жаль, ведь место таким материалам нашлось бы в местном историко-художественном музее.
Среди них, как с горечью вспоминает член Союза журналистов Л.А. Смирнова, 36 лет редактировавшая фабричную газету «Основа», поработавшая и в нашей газете, были и шесть Красных знамен! Куда они делись? А вот бывшие городские и заводские часы можно ради исторической памяти разместить не только в городском музее, но и, к примеру, на Торговых рядах в центре города или на бывшем административном здании Хрустального завода тоже в центре. Место найти можно, было бы желание! Думается, для современных краеведов это неплохая тема для исследований и практических действий.
Прикоснувшись к часовым делам давно минувших дней, я узнал для себя много интересного. Кроме уже сказанного, это – первичные часы! Так именуется электронно-механическое (ныне – чаще просто электронное) устройство, которое предназначается для формирования сигналов точного времени, передаваемых, впоследствии, на вторичные часы в других помещениях производственного или иного здания с синхронизацией отображаемого времени. Я раньше об этом просто не задумывался. А ведь на самом деле, не может такого быть, чтобы многочисленные часы хрустального завода, как и любого другого, заводились бы вручную, да пусть даже раз-два в месяц (о батарейках тогда разговору не было, да и их не напасешься). А тут стоит коробка (см. фото) и «раздает» время.

Директор типографии В.В.Быков.

Такие часы остались только, как я знаю, на воротах городской типографии, за что спасибо ее директору В.В. Быкову. Вячеслав Владимирович готов содействовать в сохранении всех известных сегодня стрелочных часов как исторической ценности для города, в т.ч. тех, что висят на доме по ул. Советской пос. Гусевского. Этим же вопросом интересуется И.Е. Гордеев, который знает много интересных фактов из истории города. Будем этим заниматься. Надеемся на интерес со стороны новых поколений краеведов. Сейчас первичные электронные часы есть, пожалуй, на вокзале и в хлебокомбинате, где висят электронные часы с привычными теперь цифрами, но это, как говорится, новодел.
…Сегодня мы часто проходим мимо стрелочных часов на старой проходной с/з им. Дзержинского (рядом с т/ц «Spar»). Они покрыты краской, но через нее отчетливо проступают циферблат для температуры воздуха и ниже – часовой со стрелками, словно символизируя замазанное время. Наше прошлое время, уважаемые читатели. Так когда-нибудь замажут небытием и наше сегодняшнее время с его небольшими, но знаковыми для города приметами? Это зависит от нас самих.

Сергей Фролкин.
Фото автора и Игоря Гордеева.

Поделиться ссылкой:

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.