
Фонд развития моногородов через суд уже обязал правительство региона вернуть 600 млн рублей, потраченные на создание технопарка. Еще 90 млн рублей требует вернуть Фонд развития территорий – за строительство новых котельных в Камешково и Суздале: власти также не достигли целевых показателей. То же самое может случиться и с проектом частного города в Доброграде. Под его реализацию Владимирская область взяла инфраструктурный бюджетный кредит на сумму 3,8 млрд рублей. Причем к проекту даже у чиновников прежней администрации региона изначально были большие претензии.
Согласно проекту, до 2025 года в Доброграде планируется создать 4282 рабочих места, построить 182 тысячи кв.м жилья, где поселится 7547 человек. Частные инвестиции должны составить 24,3 млрд рублей, а бюджет пополнится на 9,5 млрд рублей различных отчислений.
Еще в 2021 году у некоторых чиновников возникли вопросы к проекту. Во-первых, каким образом население Доброграда за четыре года может вырасти в 10 раз – на фоне вымирания населения и завышенных цен на жилье в поселке. Во-вторых, кто купит жилье в Доброграде, если сама особая экономическая зона «Доброград-1» еще только создается. В-третьих, какими средствами будут созданы тысячи рабочих мест.
Департамент регионального развития в сентябре 2021 года сделал вывод, что инфраструктурный проект Доброграда «не отвечает в полной мере требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189… и не может быть включен в заявку Владимирской области на получение ИБК в представленной редакции». Однако, несмотря на это, первому заместителю губернатора Александру Ремиге удалось продавить кредит.
В начале 2023 года депутаты фракции КПРФ в Законодательном Собрании запросили в правительстве региона данные о реализации проекта Доброграда. Достигнутые на сегодняшний день показатели, мягко говоря, не впечатляют: из 24,3 млрд рублей инвестиций привлечено 4,7 млрд рублей (19,3% от целевого показателя); из 4282 рабочих мест создано 188 (4,4%); вместо 7547 человек в Доброграде живут 964 чело- века (12,8%); из 188 тысяч кв.м жилья построено 38,5 тысячи кв.м(21,2%); из 9,5 млрд рублей отчислений в бюджет поступило 0 рублей.
За два года работы в особой экономической зоне «Доброград-1» зарегистрировались только 6-7 резидентов. За их счет в «Доброграде-1» будет создано максимум 1050 рабочих мест, а инвестиции составят до 5,5 млрд рублей, что в 4 раза меньше, чем планировалось.
Однако, как сообщил вице-губернатор Сергей Волков, часть проектов может либо задержаться, либо не реализоваться вовсе из-за санкций. Несмотря на это, Александр Ремига оценил деятельность особой экономической зоны «Доброград-1» как «достаточно эффективное функционирование».
Если проект Доброграда не удастся так же, как и проект технопарка в Камешково, то Владимирской области придется досрочно возвращать огромный кредит. При этом государственный долг региона за год правления Александра Авдеева уже вырос почти вдвое.
На 1 января 2022 года заимствования Владимирской области составляли 3,75 млрд рублей. На 1 января 2023-го – уже 6,71 млрд рублей. Федеральные эксперты отметили, что рост госдолга в 78,6% – самый большой среди регионов ЦФО.
Вдобавок на 2023 год дефицит областного бюджета планируется в размере 7,5 млрд рублей, и их нужно будет каким-то образом перекрывать.
Первоначальные опасения и претензии властей к проекту Доброграда сегодня воплощаются в жизнь. А расплачиваться за это придется всем жителям Владимирской области, ведь для того, чтобы вернуть в федеральный бюджет средства за неудавшиеся прожекты, придется, очевидно, урезать социальные программы. А приезжие чиновники, которые набрали для региона многомиллиардные кредиты, уедут, и спросить будет уже не с кого.
Фракция КПРФ в Законодательном Собрании изначально выступала против выделения бюджетных средств на развитие частного города Доброград. Однако администрация региона и депутаты от «Единой России» защищали проект своих однопартийцев. На февральском заседании Заксобрания по предложению депутатов-коммунистов решили провести выездную проверку Доброграда, чтобы выяснить, какие риски в реализации проекта имеются и не закончится ли это все плачевно. В том числе нами направлены соответствующие запросы в адрес вице-премьера РФ Марата Хуснуллина.
АНТОН СИДОРКО, руководитель фракции КПРФ.