Среда, 21 февраля, 2024
ДомойГазета Гусевские вестиЛюди Мещерского края Виктория Угрюмова: «Музей - это моя жизнь!..»  

 Виктория Угрюмова: «Музей — это моя жизнь!..»  

В этом году исполнилось 35 лет директорства В.В. Угрюмой в Музее хрусталя им. Мальцовых филиале Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ВСМЗ). Прошло уже полгода, как Виктория Викторовна пребывает в  юбилейном статусе, но январская дата, можно сказать, «проскочила» мимо нее. По свидетельству моей собеседницы, на свои личные даты она обращает мало внимания, главное – работа, стоящие задачи и их реализация.

— Накануне нашей встречи у вас была командировка во Владимир, в «штаб» ВСМЗ. Какие вопросы обсуждались?

— Начнем с того, что Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник — это большая музейные империя, созданная выдающимся человеком,  уникальной личностью Алисой Ивановной Аксеновой, бессменным директором ВСМЗ с 1960 по 2010 годы, Героем Труда России. Головной музей уделяет огромное внимание и оказывает всемерную поддержку своим филиалам. Поэтому мои командировки, как вы правильно выразилась, в музейный «штаб» – это решение текущих вопросов, обозначение появившихся проблем и совместное их решение с коллегами профильных отделов. Например, сейчас в выставочном зале проходит модернизация и совершенствование экспозиционного оборудования: устанавливаются новые подиумы с матовым стеклом, новой подсветкой, строятся в нишах фальш-стены для живописных картин. Все эти работы проводятся к выставке «Цветная палитра. Художественное стекло 19-начала 20 века», экспонаты из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Открылась выставка 7 июля. Весь комплекс работ, связанный с выставочным оборудованием, полиграфические материалы для новой выставки обязательно обсуждаются и утверждаются  в музее-заповеднике.

— Вы из Норильска. А как оказались в Мещерской глубинке?

— Да, я родилась в северном и морозном Норильске, в простой рабочей семье, в которой я воспитывалась с двумя братьями. Детство было замечательным, радостным, каким-то очень активным. В школе меня выбрали председателем Совета пионерской дружины, а позднее и секретарем комсомольской организации. Кроме пионерского и комсомольского задора у меня рано проявились творческие способности. С четвертого класса я занималась в Детском народном ансамбле песни и танца «Школьные годы» при Дворце пионеров. Пела в хоре, а затем мне доверили вести концертные программы. Выступления на пионерских сборах и комсомольских диспутах подготовили меня к сцене и публичным выступлениям: хорошая дикция, выразительный голос. С ансамблем «Школьные годы» мы объездили всю Прибалтику, Украину, отдыхали в Артеке. В старших классах задумывалась об актерской стезе. Спасибо родителям, которые серьезно поговорили со мной, убедив в том, что большого актерского таланта у меня не было. И тогда я решила посвятить себя педагогической деятельности. После школы поступала в Красноярский государственный университет. Не прошла по конкурсу. И чтобы не растерять настрой на учебу, год отучилась в профтехучилище на продавца промтоваров, которое окончила с отличным дипломом. В это время родители задумали переехать на «материк», и был выбран Гусь-Хрустальный, уютный, зеленый город, расположенный недалеко от Москвы. Город, который я полюбила всей душой,  он стал для меня родным и любимым.

— Итак, вы приехали в Гусь и в какой ВУЗ  поступили?

— Меня манили и Владимир, и Рязань, и Горький, но я выбрала Ивановский государственный университет, исторический факультет.  А потом я горько плакала от обиды, когда у меня не приняли документы на очное отделение. Оказалось, что после учебы в профтехучилище необходимо отработать 3 года по специальности. Я очень хотела учиться, родители меня в этом поддерживали. И решение было найдено: я успешно сдала экзамены на заочное отделение исторического факультета ИвГу. После экзаменов я пошла работать на хрустальный завод, в машинописное бюро. Работая рядом с выдающимися хрустальщиками, мне хотелось самой свернуть горы, просто учебы и работы мне было не достаточно. И я пошла в комитет комсомола завода, к его секретарю Владимиру Алексеевичу Владыкину, просить общественное поручение. После собеседования меня определили в ДК хрустального завода ведущей заводских мероприятий.

— А что вас привело в музей?

— Начало 1980-х годов – полным ходом шли реставрационные работы Георгиевского собора, работы по его музеефикации. В феврале 1981 года был открыт выставочный зал, и директор музея Косякова Вера Александровна подбирала сотрудников для будущего Музея хрусталя.  Я к этому времени вышла замуж, у нас появилась дочка Иришка, и после годичного «декрета» я собиралась выходить на работу, на завод. Но меня пригласили на собеседование в музей, после которого я получила должность младшего научного сотрудника.

— А как ваши родственники относятся к этой работе?

— С пониманием. Моя работа бывает без выходных дней, иногда длится до позднего вечера, а подчас и с раннего утра. Часто работаю с документами, текстами дома. Мой супруг Сергей Борисович Степанов всегда меня понимает и помогает. Дочь Ирина с мужем живут в Московской области,  работают в столице. Они живо интересуются моими делами: какие новые выставки открываем, какие концертные программы будут проходить, что нового собираемся представлять посетителям на музейных акциях «Ночь музеев», «Ночь искусств».

— Вы не устали от работы в таком напряженном режиме?

— Вопрос непростой, но ответ однозначный. Уставать, расслабляться нельзя. Оглядываясь назад, не всегда понимаю, как могла с этим справиться. Например, 1990-е годы каждый апрель протекала  кровля, оставляя страшные ржавые разводы на сводах. А в декабре-январе рвались трубы отопления на улице, а сколько задвижек отопления приходилось менять – не счесть. Но музею всегда помогали и власти города,  и заводы. Алиса Ивановна Аксенова всегда учила  меня самостоятельности, не бояться  идти с музейными проблемами в высокие кабинеты.

С удовольствием вспоминаю первые годы работы в Музее. Очень любила проводить экскурсии, общаться с туристами, занималась описанием экспонатов хрустальной коллекции, исследовательской работой по декорированию стекла и  творчеству народного художника Владимира Муратова. Через два года я стала ответственным хранителем  коллекции стекла и хрусталя, а это несколько тысяч единиц хранения.

— А кто сейчас в нашем музее отвечает за коллекцию?

— Алла Витальевна Чуканова, имеющая высшее техническое образование. Она быстро вошла в курс дела и является хранителем всех музейных предметов коллекции стекла Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Алла Витальевна – один из известных специалистов по художественному стеклу, главный эксперт по гусевскому  «мальцовскому» хрусталю. За годы работы в музее сложились тесные связи с хранителями коллекций стекла ведущих музеев страны – Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея,  музеев Московского Кремля и др.

 — В 1988 году вы стали директором Музея хрусталя.

— В январе того года, в связи со сменой места жительства, уходила Вера Александровна Лопотухина (Косякова). Других претендентов не было, но я не хотела занимать эту должность. Были очень большие проблемы по зданию: теплотрасса, канализация, кровля… Но Аксенова Алиса Ивановна и заместитель по науке Тенеткина Алмасарида Алимовна, приведя серьезные доводы, меня убедили занять должность заведующей Гусь-Хрустальным филиалом, то есть Музеем хрусталя. И началась новая для меня напряженная, сложная, но очень интересная, увлекательная работа, результатом которой стали такие знаковые события в Музее, как:

— 1991 год. Международная творческая встреча художников из 15 стран мира;

— 1996 год. Музею хрусталя присваивают имя выдающихся людей своего времени – российских стеклопромышленников Мальцовых;

— 2002 год. Исторические событие – посещение Музея хрусталя имени Мальцовых  Президентом России Владимиром Путиным;

— 2005 — 2023 годы. Установка в Музее газовой котельной, масштабные реставрационные работы по Георгиевскому собору, установление уличной архитектурно-декоративной подсветки, модернизация и совершенствование экспозиционного, выставочного оборудования, закупка и установка новых специализированных витрин для хранения экспонатов.

За годы работы Музей хрусталя имени Мальцовых посетили около        2 млн человек, было организовано и открыто 240 выставок, проведено более 1000 культурно-массовых, образовательных, просветительских мероприятий для детей, молодежи и взрослых.

 — В чем, особенности работы директора?

—  Главное для нас – сохранение, изучение, пополнение и популяризация историко-культурного наследия. Когда я стала руководителем музея, я поняла — должен быть сильный коллектив.  То есть должны быть профессионалы своего дела, чтобы мне уверенно заниматься административно-хозяйственными делами, организационными вопросами, создавать нормальные условия для эффективной работы сотрудников. Думаю, что с формированием такого коллектива я неплохо справилась. Сегодня в Музее хрусталя трудятся профессиональные специалисты, которые знают и любят свое дело. Ими можно гордиться!

По научной тематике в области изучения истории города, династии Мальцовых, истории Георгиевского собора,  уверенно и с большим интересом работает Надежда Трофимовна Пак. Параллельно с исследовательским направлением Надежда Трофимовна активно занимается  выставочной деятельностью.  Материалы её исследований публикуются в  книгах, сборниках, журналах, газетах, на интернет-площадках.

В.В.-Угрюмова-слева-и-В.А.-Лопотухина

 — Кто еще из музейщиков работает по отдельным направлениям?

— Сейчас один из ключевых участков в музейной деятельности  – работа с детьми. Ответственной за образовательно-просветительскую работу является  Марина Анатольевна Сафронова. А Валентина Васильевна Евдокимова работает в Музее 36 лет. Это главный наш экскурсовод. Наталья Владимировна Халатян занимается документированием музейных предметов и является ответственным хранителем основной экспозиции Музея хрусталя. Новое направление – реставрация музейных предметов, это кропотливая тщательная работа, с которой успешно справляется Наталья Зайцева. Каждый в своем направлении главный, при этом основные вопросы согласуются со мной. Всего в коллективе работает 20 человек.

За 35 лет директорства как вы чисто по-человечески перенесли все передряги – хрупкая с виду женщина?

— Пережила, как видите. Сказывались трудности и на здоровье, но с Божьей помощью все преодолела, все получилось! И получается! Направляющую роль, большую помощь Алисы Ивановны Аксеновой, нынешнего коллектива нашего головного учреждения – Владимиро-Суздальского музея-заповедника, которым сейчас успешно руководит Екатерина Владимировна Проничева.

Мы очень благодарны тем, кто непосредственно работал с нами, выручая и в тягостные 1990-е годы. Я всегда чувствовала поддержку свыше, значит, все делалось правильно, честно, справедливо! В итоге у нас музей мирового значения.

Вопросы задавал Сергей Фролкин.

Фото из личного архива Виктории Угрюмовой.

 

 

Поделиться ссылкой:

Оцените этот материал
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.