Июль этого года изобилует для меня телефонными «погремушками» (один звонок – и молчок, мол, наберите сами) и откровенными попытками телефонного мошенничества. Начну со звонков лично мне, все они поступили на домашний телефон. Наглость удивляет, а еще — простота разоблачения. Но кто-то же попадается! Ведь речь идет о миллиардах рублей, «выдернутых» у наивно-чувствительных граждан «пострадавшими родичами» по всей стране.
Ответы выделены курсивом.
— Родненький мой, помоги! Я попала в аварию, меня сшибла машина… (Тон явно истеричный).
— А вы кто?
— Ты что, родственников не узнаешь? Я дочь твоя…
— У меня сроду не было дочерей.
Повесили трубку. Буквально через пару дней (голос женский под мужской, плач, истерика):
— Папа, здравствуй. Выручай срочно! Меня сбила машина, кости переломаны…
— А ты кто?
— Издеваешься? Я сын твой.
— Как тебя зовут, сын?
— Коля.
— Я тебе сочувствую, Коля, но у меня сына с таким именем нет. (Кладу трубку.)
Еще один звонок был от «сестры».
— Братик, помоги! Я попала в беду. У меня украли деньги, много денег…
— Подожди, подожди. Ты из какого города звонишь?
— Из нашего, конечно. Что ты чепуху спрашиваешь? (Плачет). Мне срочно нужны деньги!..
— У меня сестры по всей стране. Что за город?
Короткие гудки – положили трубку. И тут я вспомнил случай из своей майской жизни. Звонит мне хорошая знакомая, которая живет сейчас у моря. Приехала гостеваться в Ковров, здесь у нее друзья и родственники. Плачет. Голос я, вроде как, узнал. Да и назвала, помнится, меня по имени.
— Боря, со мной беда. Шла через дорогу в неположенном месте, меня объезжала иномарка и врезалась в столб. Теперь надо выплачивать за машину и на лечение водителю. Мне грозит уголовное наказание, надо дать на лапу кое-кому, чтобы дело замяли. Выручи меня деньгами (истерично плачет). Я все принял на веру и растерялся.
— Валя, ты в родном городе сейчас. Ковров чуть ли не в три раза больше Гусь-Хрустального. У тебя там друзья и родственники, знакомые по работе, есть и богатые, а ты звонишь в Гусь пенсионеру. Обратись к кому-то из земляков. Тысяч десять могу сейчас выделить, но не больше. Позвони Геннадию, например.
— Да обращалась я к нему, дал 50 тысяч, но этого очень мало (в голосе появляется сердитость). Ты же, наверное, на жизнь откладываешь. Мне нужно хотя бы пол-лимона. Я верну быстро, как вернусь домой.
— Нет, я такими деньгами не располагаю.
Рассмотрим мои ошибки. На мой взгляд, слишком долго говорил: запись голоса могли использовать для подделки, чтобы «доить» от моего имени других людей. Далее, можно обратить внимание, что имена и названия городов называл именно я, кроме своего имени – его звонившая откуда-то знала. А в итоге получилось все правдоподобно. А главное – интонация голоса. Повторюсь: так смогут использовать теперь и мой голос.
Я позвонил паре общих с Валей знакомых в разных городах области, рассказал о ее беде. Дескать, если можете – помогите. Гена был в отпуске с выключенным телефоном, как я узнал сейчас. А у меня был впереди свой отпуск, и я по рассеянности про эту ситуацию подзабыл, хотя и по Ватсап мы с Валей общаемся, как будто ничего и не было. А тут… Я связался с Геннадием и узнал, что ничего про Валю такого не знает и денег у него никто не спрашивал. А напрямую у нее сейчас спросить я почему-то стесняюсь.
Так что, земляки, не зря нас то и дело предупреждает о мошенничестве наше родное МВД и его отделы по городам и весям. Вот, для примера, эпизоды, касающиеся моих знакомых. Рассказ пожилой женщины.
— Алло, бабушка? (Молодой женский голос – измененный, с плачем).
— Слушаю. Кто это?
— Родственников не узнаешь? Внучка твоя. Я переходила дорогу, и меня сбила машина. Я сейчас в больнице. Ушиб головы сильный. Ребра поломаны. Нужна твоя помощь.
— А где твоя мама? Почему она не рядом с тобой?
— Она в прокуратуре, дает показания.
— А папа?
— Он тоже в прокуратуре. Помоги, мне нужны деньги.
— А ты в какой больнице? В каком городе?
— Ну, что ты всякую ерунду спрашиваешь? У меня голова сильно болит, просто раскалывается.
Бабушка повесила трубку и перезвонила внучке по мобильнику. Оказалось, что у нее все нормально. Здесь помогла манера разговора: внучка так воспитана и любит бабушку, что в таком тоне просто не могла разговаривать с ней.
Другой случай связан с интернет-порталом «Госуслуги». Моя знакомая, назовем ее Марья, пообщалась с «Госуслугами» по своим делам. А через некоторое время ей звонят и представляются сотрудниками полиции. «Ты что, родственников не узнаёшь?..» Речь идет о том, что «Госуслуги» на ее айфоне взломаны.
— Сейчас придет на ваш телефон код и вы его нам сообщите.
— Не буду я ничего сообщать. Я недавно обращалась в «Госуслуги», у меня все нормально. Дальше разговор продолжился с угрожающими нотками.
— Вы препятствуете расследованию дела о мошенничестве. Вы знаете, что за это есть уголовная ответственность? Мы сейчас к вам приедем и разберемся…
— Приезжайте. Правда, у меня сейчас перерыв. А работаю я до 17.00. Жду вас.
В итоге, «полицейские» толку не добились и положили трубку. Естественно, никто никуда не приехал. Моей близкой родственнице, которой хорошо за 80, несколько раз звонили по тем же причинам, но она и молодым фору даст. Всем отлуп получился. А когда я решил ее по-братски предупредить, она сказала, что я плохо ее знаю: не на ту напали! Она уверена, что к таким «розыгрышам» имеют отношение сотрудники телефонной связи. Не знаю, не знаю…
И один совет. Мошенники колются на простейших вопросах, так что не надо ввязываться в разговор, лучше спросить о каких-то мелочах – имена, номер больницы, город, село и т.п. Или говорите, что сейчас перезвоните и кладите трубку. При этом неплохо бы действительно перезвонить своим близким, от которых и был якобы звонок. Да, и еще: никогда не перезванивайте на незнакомый номер, если вам с него позвонили на один-два писка.
Борис Александров. Рисунки из интернета в свободном доступе