Знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы особенно важно детям и подросткам, ведь народная культура, как память, выделяет народ, позволяет уловить осязаемую связь между временами и поколениями, дает возможность ощутить жизненную опору и духовную поддержку. Приобщение людей к русской национальной культуре помогает почувствовать себя частью великой страны, испытать гордость за свою Родину, сохранить и передать нашим потомкам культурные и нравственные ценности.
Именно на эти цели в сочетании с собственными устремлениями ориентируется студи декоративно-прикладного творчества «Яхонт» под руководством художественного руководителя районного центра культурного развития (ЦКР) Алексея Першина – мастера пошива национальной одежды и изготовления разнообразных аксессуаров.
КАРТА РАЙОНА ВЫШИТА АЛЕКСЕЕМ ПЕРШИНЫМ
Алексей Васильевич достиг достойных высот в своем любимом деле, что отмечено многочисленными наградами за успехи в престижных творческих акциях.
На сентябрьской презентации оригинального проекта декоративно-прикладного искусства «Вышитая карта Владимирской области» особой яркостью выделяется карта самого большого в центральном регионе России — Гусь-Хрустального района, выполненная с использованием красного цвета, характерного для Владимирской области. Алексей Першин применил несколько видов техники – вышивки крестом, гладью, шов «вперед-назад иголка» … Использование парчи отражает производственный профиль стекольного края, а реки, луга, елки – его шикарную природу, запечатлены и здешние храмы. Замечательно представлен район на впечатляющей карте региона! Вкупе с другими земляками вложил Алексей свой талант в участие Гусь-Хрустального района в областном фестивале-конкурсе сельских территорий «Самая красивая деревня…», в котором посёлок Красное Эхо занял третье место.
ВСЁ НАЧАЛОСЬ С ДЕТСКОЙ УВЛЕЧЁННОСТИ
Алексей Першин родился, вырос, окончил школу и по-прежнему живет в селе Ильино Судогодского района. Интересно, что его путь к декоративно-прикладному искусству пролегал сначала через Владимирский госуниверситет (специальность — культурология), и только потом через заочную учебу во Владимирском колледже культуры (социально-культурная деятельность). Опыта набирался в Суздале, работая режиссером массовых мероприятий, а четыре с половиной года назад Алексея Васильевича пригласили на должность художественного руководителя Центра культурного развития Гусь-Хрустального района. С приходом в центр он организовал студию творчества «Яхонт», которая работает при поддержке отдела культуры администрации района.
Все началось с мастер-класса для привлечения внимания молодежи к рукоделию. А лично для руководителя студии первым наставниками стали тетушка Светлана Алексеевна и бабушка Алевтина Михайловна. Свою роль сыграли и долгие зимние вечера в сельской глубинке. Восьмилетний Леша, наряду с зимними забавами, заинтересовался… вязанием. На свет появились сделанные мальчишкой шарфики, потом носки, варежки.
Начал посещать кружок вязания в Ильинской средней школе и освоил вязанки посложнее – перчатки, шапки, а с возрастом взялся и за кофты.
Испокон веков на Руси вязали носки, чулки, варежки. Первый образец вязаного носка был найден в Архангельской области и датируется 11 — 12 веком. Носок, найденный в Рязанской области, был связан уже на пяти спицах. Он датируется 16-17 веком. Носки и варежки играли важную роль в свадебных церемониях. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха. Чем ярче и сложнее был узор, тем более умелой считалась будущая жена. Часто использовались славянские узоры, в которых зашифровывались различные обереги.
Теорию вязания Алексей Першин познавал самостоятельно: взялся за книги и журналы, изучал разные схемы работы со спицами и пряжей. Во время учебы в университете начал вести в Ильинском сельском клубе фольклорный ансамбль «Родные просторы», а интерес к русским народным песням и танцам привел парня в вокально-хореографический коллектив ВлГУ. И тут возник вопрос: где взять народные костюмы? Тогда же появилось у Алексея желание заняться декоративно-прикладным творчеством. Стал осваивать простые русские сарафаны, обшивал участниц «Родных просторов». Дальше – больше: принялся познавать особенности русских народных костюмов разных регионов России.
Наряды делили на праздничные и повседневные. В будни носили простые вещи из грубого материала, на них практически не было декора. А на праздники надевали одежду ярких цветов с вышивкой. Костюмы отшивали из грубого сукна, льна и шёлка. Образ человека сильно отличался в зависимости от региона. И даже на уровне отдельной губернии существовало немало внутренних отличий. К примеру, наряд крестьян в Меленковском уезде по своей простоте был более патриархален, чем у заводского населения, коим характеризовались Гусь, Веркуцы, Дощатое, Золотково, где платье отличалось уже, покроем городских мод, как и сам образ их жизни. Но здесь можно проследить, и кое-что общее. Синий цвет — он считается основным, эталонным для традиционного костюма Владимирской губернии. Также можно отметить, что нашему владимирскому костюму присуща лаконичность, простота, гармония красок. Чего не скажешь о костюмах многих других губерний, которые нередко отличаются пестротой красок.
Конечно, было бы занятно описать шитье-вязание как семейную традицию Першиных, но у жены Алексея Татьяны Николаевны и обоих сыновей другие предпочтения. Они же поддерживают увлечение главы семьи и радуются его успехам.
ОТ «ЧАЙКИ» ДО «КОМФОРТА», ОТ СПИЦ — К КОКЛЮШКАМ…
Алексей Першин живет в состоянии постоянного интереса к декоративному творчеству. С удовольствием посещает различного рода семинары. Каждый раз, узнавая нечто новое, осваивает новинку и внедряет в «производство». Охотно отзывается на приглашения принять участие в творческих фестивалях, выставках, ярмарках. «Подсмотрев» у коллег что-то для него неизвестное, Алексей Васильевич спрашивает у самого себя: а ты сможешь повторить? И старается обязательно «смочь»! Еще в суздальский период своей творческой жизни Першин увидел в музее города Вологды кружево, сработанное на коклюшках. И вновь появилось желание освоить новый для себя вид народно-прикладного творчества. Помогла в этом непростом деле умелица Людмила Чкалова, специалист Областного центра народного творчества. Получаемое кружево используется в качестве оформления деталей одежды – рукавов, манжет, головных уборов…
Совершенствуется и мастерство шитья. Начинал с ножной «Чайки», сейчас трудится на электрическом «Комфорте». Освоил вышивальную машину тайваньского производства, она старенькая, но работает бесперебойно, используется для декоративного оформления вышивкой костюмов.
Плетение на коклюшках — особая техника плетения кружева, узор создается с помощью валика и коклюшек (специальных деревянных палочек, на которые наматываются нити плетения). Со временем в России образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская. Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев: деревья, цветы, ягоды.
Занимается всеми делами Алексей Васильевич дома, в числе прочего и ткачеством, которому он обучился у Андрея Анциферова, мастера из судогодского Дома народного творчества. Работает с использованием настольного ткацкого станка, вернее, станков: их у Першина четыре. Они изготовлены так же Андреем для занятий с детьми.
Ручное ткачество – один из самых распространённых видов русского народного искусства. «Какова нить, такова и жизнь» — говорили в народе. Домотканое полотно часто служило оберегом, охраняя владельца от болезней и недоброго глаза. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Традиционно длинными осенними и зимними вечерами пряли, а ранней весной до начала полевых работ ткали. Во время особенных праздничных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшали затейливыми полотенцами. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Домашнее ткачество сохранялось в русской деревне вплоть до 20 века. И сейчас живы его традиции.
У мастера из Судогды Ольги Чемодановой Алексей Першин набрался навыков шитья русских головных уборов – женских и мужских, косоклиновых сарафанов. Он до сих пор консультируется у своей землячки.
Визитной карточкой, отличавшей женщин Владимирской губернии, стал кокошник. Выделялся владимирский кокошник своими невероятными размерами — до 60 см в высоту и формой, напоминающей месяц — два его окончания заострены книзу. Из-за чего его еще называют «двурогим». Расшивался головной убор золотой нитью, жемчугом, камнями, позументом — шитой золотом, серебром или цветной мишурой тесьмой. Владимирский кокошник вы часто можете увидеть в советских фильмах-сказках. Носили такой кокошник, конечно, не каждый день. Самым же распространенным головным убором был платок. Множество красивых узорчатых платков выпускали и наши губернские ткацкие фабрики. Например, знаменитый карабановский кумач. В наши дни до сих пор используют орнаменты этих старинных тканей.
«ЯХОНТ» — ЭТО ДЛЯ ДУШИ!
Основная должность Алексея Васильевича – художественный руководитель ЦКР района — очень хлопотная и многообразная, а «Яхонт» — это для души. Ну, не может Першин заниматься только администрированием, пусть и с культурно-художественным уклоном. Под его началом сейчас осваивают премудрости декоративно-прикладных видов творчества 22 человека разных национальностей в возрасте от 12 до 55 лет (всего их было почти полста). Основная форма занятий – мастер-классы, чаще – по ткачеству и плетению на коклюшках. В прошлом году самостоятельно освоил лоскутное шитье и стал проводить мастер-классы по этому виду рукоделия, причем и с выездами за пределы Гусь-Хрустального района.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ — СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСВОЕННОГО
— Основное сейчас, — делится Алексей Васильевич, — оттачивать мастерство. В ткачестве хочу освоить многоремизный станок, чтобы самому изготавливать целое полотно для пошива костюмов, а не покупать ткань в магазине. Собираюсь освоить набивное полотно (набойки картин по ткани). С «Яхонтом» планирую вышивать иллюстрации к русским народным сказкам, скажем, «По щучьему велению», «Змей Горыныч» или «Чудо-юдо рыба-кит». Также мечтаю о тематике «Красота родной природы» (рабочее название). Намерен создать коллекцию костюмов по историческим записям о людях, когда-то населявших Мещеру.
Будем продолжать участвовать с мастер-классами в таких фестивалях, как «Муромцевские гуляния», «Рябиновое Ополье», «Суздальские хороводы», «Таланты Земли Владимирской»… У нас есть звания лауреатов первой степени по итогам всероссийских конкурсов «Живая нить традиций», «Золотое бердышко», «Душа России», призеров конкурса «Таланты России». Я стараюсь, чтобы дети узнавали интересные факты из истории Руси, традиции народных, в том числе православных праздников…
Сергей Фролкин. Фото из архива Алексея Першина.