Я глубоко уважаю Николая Сергеевича Быкова, память о нем храню многие годы с тех пор, как он ушел из жизни — 11 ноября 1994 года. Ему было 65 лет. И меня удивляет, что о Николае Сергеевиче практически нет сведений ни в солидном труде «Гусь-Хрустальный. Очерки Мещерского края», ни в сборнике под редакторством А.А. Чистякова «По Гусь-Хрустальному», ни в книге «Эстафета поколений» М.С. Карминовой и Л.Н. Гусаровой… Есть у меня одна статья «Наш Николай Сергеевич» в газете «Ленинское знамя» (18 мая 1979 года), автор которой В.В. Белая, учитель школы №12, с большим пиететом рассказала об этом замечательном человеке. Н.С. Быков был заслуженным учителем школы РСФСР, с 1961 года работал директором школы №12, когда я там учился, трудился в должности заведующего городским отделом народного образования, по праву считался одним из лучших учителей-историков города, неоднократно избирался депутатом городского Совета народных депутатов…
Это все, скажем так, официальные показатели оценки личности Николая Сергеевича, а люди, признавая безусловный авторитет педагога и руководителя, любили его за чисто человеческие качества.
ДВЕРЬ В ЕГО КАБИНЕТ ВСЕГДА БЫЛА ОТКРЫТА ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
Как вспоминают ветераны-учителя, дверь в его кабинет всегда была открыта — для учеников и учителей, родителей и разного рода общественников… Его отличала простота в общении с людьми, но не та, что «хуже воровства», а доступность истинного интеллигента, который в любой ситуации вел себя искренне, общался с собеседниками без тени снобизма. А как директор-хозяйственник он знал, о чем пишет В.В. Белая, «где приобрести фанеру, белила, трубы, веники, почему не сохнет краска и когда придет водопроводчик».
Еще одна немаловажная деталь: когда домой приезжали бывшие выпускники военнослужащие, в отпуск или по «дембелю», они, как правило, заходили в школу и в первую очередь к Быкову. По-настоящему отдохнуть во время отпуска Николаю Сергеевичу редко удавалось: он частенько приходил на работу, обсуждал с завучами детали учебного плана на предстоявший год, следил за ремонтными делами, уточнял условия зимнего отопительного сезона, наблюдал за летней практикой учеников…
Кстати, «гимназисты» летом работали в трудовом лагере на базе облепихового хозяйства, что рядом с Михалями. А беспокойные директора и сейчас есть. Когда готовил материал для этой статьи, я обратился к одному из директоров с просьбой, извинившись, что отрываю от домашних дел в каникулярное время, но услышал в ответ, мол, ничего страшного, я на работу то и дело хожу.
ПРО ПЕРВОКЛАШЕК И АВТОДЕЛО
Когда начинался новый учебный год, через неделю после 1 сентября директор школы обязательно обходил все первые классы. Николая Сергеевича интересовало, какие ребятишки пришли в школу, сколько мальчиков и девочек, какова активность новичков на уроках… Гордостью Быкова было наличие в школьной программе автодела. Парни шли в Советскую армию с хорошей мужской профессией, умели водить и управляться с грузовыми машинами. Девочки обучались шоферскому делу на школьном «Москвиче». Конкурс был, на всех желающих мест не хватало.

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ КАРЛА МАРКСА
А главным достоянием школы считался музей имени Карла Маркса, при котором был
актив учеников и преподавателей. Мы собирали какие-то материалы по истории школы, новые факты биографии великого немецкого мыслителя, экономиста и его сподвижника Фридриха Энгельса. Их труды легли в основу создания теории и практики социалистического общества, дали толчок
революционным событиям в России в начале прошлого века. Проводились различные лекции и встречи с учениками, в том числе и других школ города. Тогда старались оборудовать в каждой школе тематические музейные уголки, музеи или стенды… 5 мая, в день рождения Карла Маркса, по тра диции, в школе собирались выпускники разных лет: сначала было общее собрание, потом расходились по классам. А на День Победы старшеклассники готовили выступления о героях Великой Отечественной войны, о рядовых участниках войны и рассказывали о них в младших классах.
Наш класс математики 10″Д» выпускался в 1968 году, и от нас вошло в обычай, по предложению классного руководителя В.Н. Лебедева, поддержанного Н.С. Быковым, давать место в колонне школьных демонстрантов выпускникам прошлых лет под лозунгом «Всегда с родной школой». Каждая такая встреча давала возможность пообщаться не только со сверстниками, учителями, но и с нашим общим директором Н.С. Быковым.
На встрече с выпускниками школы Николай Сергеевич любил порой прочитать речитативом есенинские строки: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…».
Причина одна — неизбывная его любовь к литературе, поэзии и конкретно — к творчеству Сергея Есенина. Как я узнал позднее, Николай Сергеевич и сам писал стихи, например, о речке Гусь:
«Речка Гусь,
О, речка Гусь,
Города взрастила
И хрустальным звоном Русь
Мило удивила…»
У меня есть одно его стихотворение, посвященное Алексею Фатьянову, и я обязательно постараюсь прочитать его на Фатьяновском празднике в Гусь-Хрустальном.
Конечно, отдельный большой разговор о школьном спорте, развитию которого всемерно содействовал Н.С. Быков. В мое время самым спортивным классом считался 10 «А» (классная дама В.Г. Шувалова) во главе с главным спортсменом Юрием Клеггом.
Однако, наш 10 «Д» постоянно оказывал «ашникам» достойное противодействие, бывало, в чем-то и выигрывал. А сборная школы почти всегда была сильнейшей в межшкольных спартакиадах.
ОБМЕН ДЕЛЕГАЦИЯМИ ШКОЛЬНИКОВ С ЧЕШСКИМ ЛИБЕРЕЦЕМ
Помнится, конечно, и наша ответная поездка в Чехословакию, город Либерец, летом 1967 года. Здесь собрали детей разных возрастов, мы старшие — нас ждал выпускной 10-й класс. Очень интересная, познавательная поездка — горы, музеи, пляж, походы через весь город в столовую…
Руководил нашей делегацией Н.С. Быков, охотно игравший с нами в домино во время переезда поездов в заграницу. Еще были учитель английского языка и врач. Завтракали мы в здании, где целый месяц жили. На стол ставили все сразу: ватрушки,
булочки, какао и тому подобное. Ели в две смены, сначала потчевали малышей, и к нашему приходу почти ничего не оставалось. Так день, второй… Мы попросили Николая Сергеевича навести порядок, дескать, скучно до обеда полуголодными ходить. Директор сначала побеседовал со старшими о заботливом отношении к младшим, но главное — уговорил работников столовой равномерно распределять по сменам порционный расклад.
А еще удивило, как на городском пляже спокойно отдыхал с девушками знаменитый чехословацкий певец Вальдемар Матушка — по их меркам как у нас тогдашний Муслим Магомаев. Никто не лез за автографами, с разговорами…
ДИРЕКТОР ХОТЕЛ СОХРАНИТЬ ШКОЛУ, ОТРЕМОНТИРОВАТЬ
Николай Сергеевич очень хотел сохранить школу как самостоятельное учреждение образования, привлекал к работе толковых проектировщиков и строителей, предлагал начальникам города и просвещения общие разработки по ремонту и реконструкции здания, но, к сожалению, в итоге вышло то, что мы имеем сейчас. Хорошо, что в свое время отец Александр с помощью городских меценатов сумел отремонтировать здание, открыл там православную гимназию.
Сейчас в школе уже другие масштабы, но не будем о печальном. Именно Быков пригласил меня на малое предприятие «Стеклокристаллит», когда охочие до расправ антикоммунисты в полночь закрыли горком КПСС. Я, как и другие, «поцеловав носом замок» утром, побрел к автобусной остановке, и меня окликнул Николай Сергеевич. Мы вместе с ним и группой опытных рабочих пытались наладить выпуск плитки из стеклокристаллита, а примерно через полтора года меня пригласили на работу в администрацию города. Посоветовался с директором, только уже не со школьным, а с производственным, и Быков меня отпустил, по-отечески пожелав успехов…
Жизнь Николая Сергеевича Быкова — на целый роман. Здесь приведены только отдельные его эпизоды. Для меня его главное человеческое качество — безграничная душевная доброта. Он пользовался большим уважением горожан, живших в те годы, многие его помнят и сейчас… Есть, за что!
СЕРГЕЙ ФРОЛКИН.
Фото из архива школы №12.