Я беззаветно люблю наш замечательный Гусь-Хрустальный, его людей и достопримечательности, окружающую мещерскую красоту… Но всегда в городе можно найти повод, чтобы поворчать. Этим я и займусь сейчас, причем с ностальгическим уклоном. Да, да, знаю, что ностальгия это, по большому счету, тоска по Родине, и все же…
Я с теплотой вспоминаю мои детские годы и дни, проведенные на улице Революции, где я жил рядом со школой, тогда №3. Часто, направляясь из гостей от кузины с бывшей «вышвырки» к центральному рынку, я прохожу по своей «детской» улице и каждый раз рискую свалиться под колеса какой-нибудь автомашины. И совсем недавно, еще были морозцы, я таки соскользнул на проезжую часть и оказался перед иномаркой, водитель которой ехал, к счастью, не ходко и успел затормозить. Побледневший водитель значительно обновил мой арсенал русских нецензурных выражений. Я его понимаю: не охота попасть под суд из-за какого-то ротозея. Но отборная ругань прозвучала, считаю, в адрес невинного.
На этой улице просто нет тротуара после первого от центрального рынка дома и новых торговых строений, вообще нет! По бровкам – гряды снега после бульдозерной очистки дороги, и людям приходится ходить по узенькой тропке, проложенной по верхушке этой снежной гряды или по проезжей части. Отсюда и нервотрепка – и для пешеходов, и для автомобилистов. Сейчас-то, конечно, здорово подтаяло, но бордюров нет (на фото видны сугробы у домов 26.03.18).
В далеком детстве я часто посещал клуб им.Ленина, где занимался в кружке, смотрел спектакли народного театра, веселился на елочных праздниках (елка ставилась посредине освобожденного от кресел зрительного зала). Позднее больше нравились концерты, под занавес которых зрители ждали выступление эстрадного ансамбля под управлением талантливого Бориса Гуськова, в сопровождении которого пели модные песенки наши лучшие певцы. Играл здесь и знаменитый аж до столицы духовой оркестр того же Гуськова, радовавший земляков и поразивший знатоков на Всесоюзном фестивале исполнением «Увертюры 1812го года». Уютный зал привлекал зрителей на всякие зрелища и в сегодняшнее время, взять хотя бы праздники Фатьяновской песни… Но зрительный зал клуба им. Ленина закрыт, и приходится только вспоминать о минувших давно встречах с прекрасным. Вопрос простой – когда? Когда в казне найдутся деньги на ремонт крыши или чего там еще? Очень хочется вновь оказаться в клубном зале с профессиональной акустикой, и вообще…
А тут еще в интернете появилось сообщение о том, что вопрос о передаче Георгиевского собора в собственность церкви вот-вот перейдет в практическое русло, а его бесценное содержимое придется вынести в помещения (в т.ч. и неотапливаемые!) ГХИХМ. Это удар не только по культурной жизни города, но и всего региона, даже всей страны.
И еще одно «ворчание». В городе появилась, было, хорошая традиция: ко Дню города проводился городской конкурс детского рисунка, и лучший из них в увеличенном виде вывешивался на торце здания, где в стародавние времена располагалась центральная почта. Это были подетски наивные, светлые, радостные, привлекающие внимание яркостью и гусевским сюжетом рисунки. И вот нововведение: солнечную детскую работу сменил искусно написанный на мрачном фоне суровый русский витязь с мечом, готовый к бою, к защите русского народа, конкретно – наших горожан. От кого? От тех, кто посягнул на Музей хрусталя им. Мальцовых, богатырь уж точно не спасет. И уже детей им пугают: видел, как пожилая дама пригрозила разбаловавшемуся внуку, что отдаст его «этому дяде», и тот сразу примолк.
Да, хорош Гусь-Хрустальный, но причин для ворчания хватало во все времена…
Дмитрий Иволгин.
Фото автора и редакции.




