Суббота, 18 мая, 2024
ДомойГазета Гусевские вестиВасилий Берёзкин - стеклодув и фронтовик

Василий Берёзкин — стеклодув и фронтовик

В том, что наш город известен по всей стране и за ее пределами заслуга его жителей — гусевчан. И список наших славных земляков постоянно пополняют новые имена ­ как сегодняшних наших «достиженцев» в труде, культуре и спорте, так и героев-фронтовиков.
Незадолго до Дня города в архивах редакции газеты «Гусевские вести» обнаружились материалы о стеклодуве в мирное время и командире артиллерийской батареи на фронтах Великой Отечественной войны. Речь пойдет о Василии Григорьевиче Березкине из Гусь-Хрустального, человеке с исконно русской и такой «природной» фамилией. Он слыл одним из лучших мастеров-выдувальщиков Гусевского хрустального завода. В трудовой книжке есть отметки о работе в райкоме и горкоме КПСС. Поэтому неудивительно, что в 1941 году Василия Березкина призвали на военные сборы с политическим уклоном, где его и застал кровавый день 22 июня. Так «сборы» растянулись до победного 1945 года. После внушительной политподготовки его назначили комиссаром артбатареи, приписанной к пехоте, а вскоре — ее командиром.
О страшных буднях той войны Василий Григорьевич, как и большинство фронтовиков, говорить не любил, но о беседе с легендарным маршалом Константином Рокоссовским, который командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года, вспомнить был не прочь. Они встретились в Восточной Пруссии перед операцией по захвату населенного пункта Бремино.
­ Откуда вы родом, комбат? ­ спросил маршал.
­ Из города Гусь-Хрустального. По профессии – мастер-выдувальщик, ­ последовал ответ.
Оказалось, что Константин Константинович, по его словам, слышал про наш город, но, как мы знаем, здесь не бывал.
­ А в чем же дело, товарищ маршал? ­ отозвался Березкин. ­ Вот раздавим немца — милости просим к нам. Я вам графин с петухом сделаю, а по стенке алмазную грань пустим. Загляденье!..
Рокоссовский расхохотался. Да, не случилось…
А в том бою, во время вражеской танковой атаки, Василий Березкин был ранен. Лечился в местном госпитале, потом его эвакуировали в Польшу. Когда полегчало, Василию Григорьевичу разрешили гулять. Однажды шел он по улице и увидел небольшой заводик с дымящейся трубой. Спросил у прохожего, оказалось ­ стекольная фабрика. У гусевчанина екнуло сердце, нашел цех выработки, где размещалась небольшая горшковая печь, а еще верстак, работали стеклодувы.
«Здорово, мастера!» ­ приветствовал своих коллег Березкин, и попросил дать ему трубку. Поляки с недоверием отнеслись к просьбе советского офицера. Но тот уговорил-таки, заверив, что хорошо знает дело стеклодува. И не ударил в грязь лицом, наглядно показал свое мастерство, чем изрядно удивил хозяев.
В цехе состоялась еще одна примечательная для нашего земляка встреча. Березкин увидел здесь Осипа Новатного, который когда-то приезжал в Гусь-Хрустальный и работал на хрустальном заводе. Он помнил Григория Березкина, отца Василия. Тот обрадовался: «Так вот, когда вы в Гусе были, я хлопцем на заводе работал!..» Оказалось, Новатный знал и дядьев Василия, братьев его отца ­ Ивана и Андрея. Разговорились, вспомнили те далекие уже времена мирной жизни…
После выздоровления Василий Березкин получил назначение в прежнюю часть. Прибыв туда, гусевчанин вновь встретился с Константином Рокоссовским: маршал вручил ему за воинские заслуги и героизм орден Александра Невского! Как видно из архивных документов, в «наградном багаже» Василия Березкина есть грамота и благодарности командования его воинской части, заслужившей признательность Верховного Главнокомандующего Сталина.
И вновь Березкина ждали военные дороги. Василий Григорьевич брал Данциг, дошел до Берлина и всегда, когда его спрашивали о малой родине, с гордостью отвечал: «Я из Гусь-Хрустального!» А с фронта он писал Лизетте (так Василий Григорьевич часто называл любимую жену) и детям, что все, мол, хорошо, передавал приветы близким, поздравлял с праздниками, и ни слова о тяготах военной службы…
После разгрома фашистов вернулся на хрустальный завод, где работал до выхода на пенсию в 1956 году в возрасте 53­х лет. А в трудовой книжке появились новые отметки о неоднократных премиях за достижения в соцсоревновании и общественной работе.
В книге, отрывки из которой использованы в этой статье, есть информация и о других мастерах прошлого ­ истинных художниках стекла из нашего города: Зубановых, Сысоевых, Травкиных, Скачковых, Опыхтиных, Андрее Лебедеве и других гусевчан, удивлявших людей своим искусством обработки хрусталя. Упомянуты фронтовики-хрустальщики М.И. Шестаков, П.И. Савельев, И.П. Воробьев, Я.И. Яловкова, П.У. Чернов, И.И. Козырев… И в этой яркой плеяде достойное место занимает стеклодув и фронтовик Василий Березкин.
Сергей Фролкин.
Фото из архива.

Поделиться ссылкой:

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.