Суббота, 4 мая, 2024
ДомойГазета Гусевские вестиАктуальноО КЛЕЙМЕ И МНИМОЙ ПОЛЬЗЕ

О КЛЕЙМЕ И МНИМОЙ ПОЛЬЗЕ

Часто ли вам хочется высказать другому человеку, что он поступает неправильно? Указать ему на ошибки, которые он совершает? Пристыдить перед всеми за его наглое или отвратительное поведение? Думаю, такие мысли присущи каждому человеку. И чем старше человек, тем чаще подобные мысли его посещают, и тем сложнее изменить его укоренившиеся дурные привычки.

Очень часто такая ситуация возникает между детьми и взрослыми. Ведь мы, взрослые, такие умные, мы сейчас пристыдим этого маленького несмышленого человека, и он больше не будет так поступать. Ведь чем сильнее потрясение, тем прочнее в нашей памяти застревают воспоминания. Таким образом мы навсегда навешиваем замки в человеческом сознании, потому что так нужно, так принято.

Наверное многие из читателей вспомнят ситуацию, когда учитель вызывает неготового ученика к доске и начинает задавать вопросы, на которые тот не знает ответа. Учитель пытается мотивировать ученика при помощи стыда. И это довольно часто работает, однако, ученик начинает относиться к преподавателю крайне негативно. Также очень часто руководитель отчитывает подчиненного при его коллегах, и зарабатывает себе кучу слухов за спиной о соотношении размера его машины и либидо.

Почему-то мы считаем, что делаем человеку добро, прилюдно унижая его и указывая на его ошибки. И что самое поразительное, мы часто ждем за это благодарность. Но неужели человек подойдет к нам и скажет: «Спасибо что ты прилюдно унизил меня, я понял свою ошибку и моя жизнь
стала гораздо лучше»? Но разве она станет лучше? Нет, именно в этот
момент вы испортили человеку жизнь, и он будет винить вас за это. В его голове может и не поселится мысль о том, что он сделал что-то плохое. Зато обида зарождается в сердце проще всего. Разве нельзя указать на ошибки человеку с глазу на глаз, тэт-а-тэт? Объяснить почему поведение неприемлемо, не обращая на это внимание других людей, и не позоря человека?

Но кто мы такие, чтобы учить вас жизни, уважаемые читатели? Среди вас много учителей, предпринимателей, матерей, вырастивших не одного ребенка. И вполне резонно кто-то из вас скажет: «Пускай мой ребенок на меня сейчас злится, но я лучше сделаю ему сейчас больно, чтобы он был умнее в будущем, вырастет и поймет». Или, например, так: «Ничего, ничего… Пусть поплачет пару часов, зато потом будет головой думать». Мы очень любим оправдывать свою жестокость благородными намерениями. Однако, неужели эта жестокость на самом деле необходима?

Пожалуй, если речь заходит о чести и позоре, следует задать вопрос тем, кто ставил эти две вещи превыше всего на свете… Я имею в виду японских самураев. Кодекс чести самурая многие могут назвать очень жестким или даже глупым. Ведь в случае, если самурай навлекает на себя позор, он обязан совершить сэппуку/ харакири (собственноручно вспороть себе живот).

Одним из произведений, рассказывающих о кодексе самураев, является произведение Хагакурэ («Сокрытое в листве»), состоящее из комментариев самурая Ямамото Цунэтомо.

«Выявлять хорошие и плохие стороны человека легко и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще всего люди полагают, что делают другим добро, когда говорят им нелицеприятные вещи. Если после этого к их замечаниям относятся без должного понимания, эти люди думают, что ничем не могут помочь. Это — неправильное мнение. Делать так — всё равно что наставлять человека, упрекая его в слабоумии. При этом ты заботишься только о том, чтобы облегчить себе душу».

«Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться, что он доверяет тебе. Говоря о предметах, которые дороги для него, подыскивай надлежащие высказывания и делай всё, чтобы тебя правильно поняли. В зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать — с помощью письма или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и используй любой предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о своих недостатках, не упоминая его слабые стороны — но так, чтобы он сам задумался о них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки».

«Это очень трудно. Если недостаток человека опирается на многолетнюю привычку, скорее всего совладать с ним тебе не удастся. Я знаю об этом по себе. Быть откровенным со всеми своими знакомыми, указывать другим на их ошибки и всегда помнить о том, чтобы быть полезным своему хозяину — вот что значит проявлять сострадание слуги.

Но если ты просто заклеймил человека, как ты можешь ожидать, что он станет от этого лучше?» (Цунэтомо Ямамото «Хагакурэ» Книга Первая)

Размышлял Илья Платонов.

Поделиться ссылкой:

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.