(Начало в выпуске №51 от 31.12.2020 года.)
— Любое решение из тех, о которых мы говорим, принимается окончательно районным Советом народных депутатов, то есть на уровне представительного органа власти. Что вы считаете основополагающим во взаимодействии администрации и райсовета?
— Основное — это открытость при обсуждении проблем, не лукавить, а говорить все как есть. И еще очень важно – умение слушать и слышать друг друга. Конечно, случается, когда отдельные депутаты имеют точку зрения, отличную от администрации. Мы спорную ситуацию обсуждали (я говорю о прошлых созывах райсовета), спорили, где-то и ругались, но в итоге приходили к общему знаменателю, что помогало реализовать наказы депутатов и их избирателей. Только так, иначе конструктивной работы не получится, а страдать будут жители.
К примеру, получали массу вопросов про уличное освещение. В частности, депутат Игорь Сучков часто поднимал вопрос о недостаточности освещения населенных пунктов по району, и особенно его волновал свой избирательный округ. Он у Игоря Михайловича был смешанный и вбирал в себя населенные пункты трех муниципальных образований – Добрятино, Золотково и Купреево. Это Георгиево, Василево, Икшево и другие. На тот момент мы не были готовы, чтобы заменить систему освещения, так как требовались большие капитальные вложения, которыми район не располагал. Сучкову давались подробные разъяснения на этот счет.
— Но ему нужен был свет, а не разъяснения…
— Да, это все абсолютно ясно. Поэтому он, как депутат по своему округу, продавливал нужное людям решение. Ему объяснили, что этот вопрос в поле зрения администрации, сказали, как он будет решаться, по какой программе. И по срокам (долгосрочное дело), и по источникам финансирования этих сложных работ. В общем, пошумели немного, но в итоге Игорь Михайлович с нашими доводами согласился, и его попросили, чтобы он довел до людей, когда все будет сделано. В последующем эта работа была выполнена. Сегодня уже больше половины района освещено в рамках программы «Энергосбережение», в том числе и по округу Сучкова.
Надо сказать, что ранее то же самое сделали в муниципальном поселении Купреево (они были у нас самые первые), потом начали эту программу реализовывать по всему району. Сейчас у нас есть территории, где эта программа выполнена на 100%. К примеру, Красный Октябрь, Золотково, Великодворье, Григорьево, Анопино…
— Преодоление каких проблем дается с особым трудом?
— Это проблемы, скажем, связанные с национальным парком «Мещера», чьи земли занимают почти четверть территории района. С одной стороны это очень хорошо: природа, животный мир, большая научно-исследовательская работа… С другой стороны, федеральное законодательство, касающееся национальных парков, запрещает нам вести любую хозяйственную деятельность на территориях населенных пунктов, которые находятся в подведомственной зоне парка. А это 46 населенных пунктов. На мой взгляд, допущена серьезная ошибка при создании парка «Мещера» в 1993 году. Не стоило включать эти населенные пункты в состав парка. Примером может служить национальный парк «Мещерский» в Рязанской области (сейчас он входит в состав нашего парка «Мещера»), где населенные пункты не включили в границы парка. А наши люди сегодня страдают, мы не можем провести те работы, которые могли бы выполнить. Девять лет мы пишем письма в Минприроды – и напрямую, и через областной департамент природопользования с просьбами согласовать тот или иной проект, какие-то отдельные остро необходимые людям работы… И девять лет нам отвечают отказом на любые обращения со ссылкой на закон о национальных парках.
У нас есть и другие парадоксы. Люди, живущие в поселениях на территории парка, даже материнский капитал не могут получить.
— Как это? Почему?
— Нацпарк «Мещера» образовался в 1993 году, а дома люди строили задолго до этого. Процедура выделения земельного участка осуществлялась упрощенно на уровне сельсовета, зачастую люди строили дома без необходимых разрешительных документов: отмерили участок – строй. А сегодня для получения материнского капитала дом нужно оформить, а не получается. Дескать, формально нет земли, нет дома… Получаем отказ. Мы не понимаем такого отношения к людям, никто не понимает. Один путь – через суды. Положительные решения судов есть, но это очень длительная процедура.
Сам парк «Мещера» из года в год вносит все больший вклад в социально-экономическое развитие района. И в плане занятости населения, особенно на сезонных работах, и в плане пожарной безопасности очень здорово помогают, огромные объемы работ проводятся по обводнению использованных торфяников, да и налог НДФЛ идет в наш районный бюджет… Но повторюсь – кругом одни проблемы.
— А как дела с построенным уже ФАПом в Аббакумове, на территории парка? Его так и не разрешают эксплуатировать? Строили же не тайком, на виду у всех…
— Да, в течение года. По этому вопросу есть обращение областного департамента здравоохранения в суд, где дело рассматривается в установленном порядке. Я думаю, здравый смысл должен восторжествовать. Ведь этот ФАП построили не на новом месте, а на прежнем фундаменте бывшего ФАПа. Новый, современно оборудованный пункт стоит, сделан очень хорошо. В чем проблема с пуском? Я проблемы не вижу. Ждем решения суда.
— Насколько я знаю, успешно продолжается газификация района.
— Да, мы перешли за рубеж 50%, и сейчас район газифицирован на 54%. К слову сказать, девять лет назад уровень газификации был 21%. Но этого, я считаю, все-таки недостаточно. Газпром в рамках программы газификации Владимирской области будет вкладывать восемь с половиной миллиардов рублей в строительство газовых сетей на территории региона, в том числе и в Гусь-Хрустальном районе. В декабре самый большой газопровод в области был запущен в селе Черсево, тем самым обеспечена возможность подключения газа к 1042 домовладениям в одиннадцати населенных пунктах.
Сегодня в районе проектируются три больших направления: Красное Эхо – Дубасово — Большая Артемовка; затем семеновское направление (Вешки – Федотово — Никулино – Семеновка – Губцево и далее до Малой Артемовки); разъезд Золотковский – Малинки – Икшево — Василево — Захарово в сторону Черсево. Надеюсь, что до 2025 года эти три больших направления будут газифицированы.
Есть еще поселок Иванищи. Труба газовая там имеется, она обеспечивает газом местный стекольный завод, но ее диаметра недостаточно для газификации всего поселка. Это искусственная проблема, возникшая в середине 90-х годов из-за неучастия администрации района в финансировании данного газопровода за неимением на то средств. В итоге завод проложил трубу до территории предприятия. А сегодня мне очень тяжело людям объяснять, почему в двух шагах от них газ есть, а у них в домах его нет. И все «камни» летят в администрацию района. Со временем мы, конечно, ситуацию исправим, и у жителей Иванищ в домах будет газ.
— Дела в целом по ЖКХ тоже изменились в лучшую сторону?
В коммунальной сфере за последние три года сделан колоссальный прорыв. Сегодня деятельность МУП ЖКХ показывает, что не зря в 2013 году было принято решение о его создании. Данная организация обеспечивает коммунальными услугами больше половины территории Гусь-Хрустального района. В этом заключалась одна из основных задач, которую я ставил сам себе. Потому что я видел: у жителей района тариф на воду в разных населенных пунктах был разный. Ремонтные работы проводились по-разному – где-то в течение суток, а где-то прорывы не устранялись месяцами. Существовали и другие неувязки. Сегодня тариф на территории Гусь-Хрустального района, которая обслуживается МУП ЖКХ, один для всех, упорядочены ремонтные дела. Проведена глобальная работа по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целом – по водопроводно-канализационным сетям, теплоснабжению (в числе прочего – строительство и пуск модульных котельных, капремонт действующих). Жалоб в администрацию по линии ЖКХ стало заметно меньше.
— Алексей Викторович, а что из намеченного не удалось осуществить?
— Полноценное строительство жилья. Если за первые пять лет моего пребывания в этой должности мы смогли построить пять многоквартирных домов, то за последние годы не построено ни одного дома с социальным жильем. Ни одного… Мы выполняем план по вводу жилья, который нам устанавливает департамент строительства и архитектуры администрации области, но все за счет индивидуального строительства – ИЖ. Это тоже хорошо для сельской местности, и считаю ИЖ оптимальной формой для проживания в сельской местности. Но у нас очень большая очередность на получение жилья в связи с тем, что в очереди стоят очень много погорельцев. И еще дело в том, что объем финансирования программы по строительству социального жилья со стороны области значительно сократился. В 2019 году на всю Владимирскую область, если мне не изменяет память, было выделено только 250 миллионов рублей. Мы даже с небольшими заявками не попадаем в эту программу. Например, поселок Золотково, здесь у нас готов проект на строительство 56-квартирного дома, у него цена под 80 миллионов. А на всю область 250, и это с учетом больших городов.
— Как выходите из такой ситуации?
— Мы просто не идем по пути строительства домов, а идем по пути выкупа отдельных квартир. Кроме прочего, мы так уходим от недобросовестных подрядчиков, покупая уже готовые для проживания квартиры, где учтены все необходимые требования к благоустроенному жилью. Цену одного квадратного метра определяет департамент строительства и архитектуры. Сегодня это, допустим, 34 тысячи рублей за квадратный метр. А в целый дом на строительство с нуля вкладываться рискованно. Это следствие несовершенства 44-го Федерального закона о торгах, когда подряд выигрывает тот, кто берет за него меньше денег. Отсюда и качество.
Для примера приведу реконструкцию системы горячего водоснабжения и отопления на станции Вековка, сорванную по вине подрядчика. Мы были вынуждены расторгнуть контракт, заново переторговывать, а время-то ушло. Должны были сдать год назад, а мы его только в этом году сдаем. Сегодня это и Никулино, национальный проект «Чистая вода». Жители Никулина должны были получить качественную воду в 2020 году. Но объект до сих пор не сдан. Включается процедура расторжения контракта с подрядчиком, взыскивание штрафов и т.д. Так что теперь качественную воду жители получат только в 2021-м, если, конечно, попадется нормальный подрядчик, а от плохого мы, к сожалению, не застрахованы. Есть подобные примеры и по дорогам.
— А случаются какие-то промахи по вине администрации района, ее сотрудников?
— Не ошибается тот, кто не работает. Бывают какие-то недочеты, у меня возникают претензии к сотрудникам, мы с ними разбираемся. А чтобы по вине какого-нибудь чиновника было сорвано выполнение какой-либо программы с большими, скажем, потерями – такого не бывает. В целом, я не сомневаюсь в своих коллегах, с которыми мы отработали вместе очень много времени. Костяк сформирован, он работоспособный, и я уверен, что все задачи, стоящие перед нами на ближайшие пять лет, будут выполнены.
— Когда я готовился к этому интервью, в редакцию поступило сообщение от группы жителей поселка Мезиновского о том, что здесь, якобы, хотят закрыть поселковую амбулаторию и службу скорой помощи. Что на это можете сказать?
— Мы, в связи с пандемией, не проводим личный прием граждан в администрации, но можно обратиться по телефону или в электронном виде. И по этому вопросу были бы даны оперативные разъяснения, не дожидаясь интервью. Я читал соответствующий приказ департамента здравоохранения (система здравоохранения района, как и по всей области, находится в ведении областной администрации – С.Ф.), согласно которому планируется перевести работу скорой помощи и амбулатории в Мезиновке под начало скорой помощи и городской больницы города Гусь-Хрустального.
Катастрофы тут нет никакой, все останется, как было, только подчинение перейдет к городу. У нас такой пример есть – Красное Эхо, где по такой структуре медики работают уже три года, и все в норме. А шуму было много, вплоть до писем губернатору, на телевидение обращались. Нет, больница работает, скорая помощь работает. Просто Красноэховская больница потеряла собственное юридическое лицо, то есть она стала относиться к городской больнице.
Но осталась общая для всей страны проблема – нехватка врачей. Вот это катастрофа и для Красного Эха, и для Курлова, и для Мезиновки – везде. Хотя есть поддержка специалистов-медиков, что приезжают работать на село, и на федеральном, и на региональном, и на районном уровнях. Это выплаты. В районе мы жилье предоставляем. Даже там, где нет нового жилья, мы готовы приобретать квартиры на вторичном рынке. Мы по данному вопросу всегда на связи с главврачами и областным департаментом. Кстати, запланировано построить в районе 12 ФАПов, и этого будет достаточно. Уже четыре работают, а по ряду территорий время пуска готовых объектов зависит только от получения разрешительной документации, материальная база готова.
— Наша беседа близится к завершению, а я забыл спросить, как обстоят дела в сельском хозяйстве.
— И зря. Я очень доволен тенденциями, которые складываются у нас на селе. На территории района действуют 10 сельхозпредприятий и 17 фермерских хозяйств. За пять лет в сельское хозяйство инвестировано 553 миллиона рублей. Введено в оборот 2644 гектара ранее не использовавшейся пашни. Наблюдается стабильный рост производства. В Поповичах фермерское хозяйство практикуется на клубнике, в Аксенове круглый год выращивают огурцы в теплице, чего в районе в таких масштабах отродясь не было. В Вашутине возрождается массовое производство молока под одноименным брендом. За пять лет 13 начинающих фермеров получили гранты на сумму 39,7 миллиона рублей. Считаю, что есть хорошая основа для создания районной ассоциации фермеров с перспективой на получение через центральные структуры фермерских объединений федерального финансирования. Район готов поддержать фермеров в этом деле.
В 2017 году в развитии животноводства выбрано приоритетное направление – разведение крупного рогатого скота. В ЗАО «Рассвет» поступила тысяча голов нетелей ангусской породы для производства мраморной говядины премиум-класса компанией «Владимирский стандарт». Введено в оборот 1644 гектара пашни под кормовую базу. Реконструирована часть заброшенных животноводческих помещений, склады и хранилища, приобретено много техники.
Компания «Гусь-Агро» не сдает позиции в производстве высокосортного картофеля. Напомню, что земли «Гусь-Агро» расположены на землях когда-то прославленного колхоза 16-й годовщины Великого Октября, основанного замечательным Степаном Петровичем Гининым. Это был человек-космос, без него таких результатов сейчас бы не было. Я любил с ним общаться, набирался ума-разума в делах сельского хозяйства. Век буду ему благодарен.
— Как влияет ситуация с пандемией на работу?
— Плохо влияет. Все это сказывается, как и везде, на работе учреждений образования, культуры и спорта, наших медиков. Уменьшились объемы торговли, проседают пассажирские перевозки. Если брать стекольные заводы, это предприятия с непрерывным производственным процессом, и пандемия на объемах выпуска их продукции не очень сказалась. Смягчил последствия пандемии выросший за последние годы уровень автоматизации и механизации производства.
— Что пожелаете своим коллегам, всем нашим читателям?
— Конечно же, желаю всем прежде всего крепкого здоровья! А читателям «Гусевских вестей», к хорошему здоровью, желаю доброго наступившего года и удачи во всех делах. Редакция вашей газеты выиграла торги на публикацию официальных материалов районных органов власти, так что будете в курсе наших дел. В свою очередь я готов ответить на новые вопросы редакции и читателей. Мы рады возобновлению сотрудничества. С Новым годом, земляки!
Вопросы задавал Сергей Фролкин.
Фото от администрации района.