Компьютеризация всей страны – это, конечно, замечательно. Здесь и новости, и связь, и фотографии… Но порой так хочется подержать в руках обычный фотоснимок на бумаге, особенно, с фиксированием какого-то исторического события. Такие компьютерные фото есть и в архиве семьи Исаевых. Игорь Андреевич и Любовь Владимировна с волнением рассматривают их на мониторе в преддверии 12 апреля – Дня космонавтики. На снимках – улыбающийся старший лейтенант Юрий Гагарин, в одночасье ставший майором, вскоре после возвращения из космоса, а на одном из них — неподалеку от первого космонавта молодой Игорь Исаев. Кругом радостные, больше того – счастливые, лица тех, кто сопровождает Гагарина, менее часа назад приземлившегося в саратовской степи.
Игорю Андреевичу сейчас 81 год. Он родился в Ставровском районе на Владимирщине в многодетной рабоче-крестьянской семье (у него четыре брата и три сестры). Отец шоферил на Владимирском тракторном заводе, приходилось и работать с немецкими военнопленными на заготовке леса в нашем районе. Мама трудилась в колхозе. Парень закончил Курловскую среднюю школу и устроился упаковщиком на стеклозавод им. Володарского (нынешний «Символ»). По призыву на военную службу получил направление в школу младших авиационных специалистов. Получив квалификацию авиамеханика 4-го разряда по оборудованию самолетов дальнего действия, Игорь Исаев служил на авиабазе рядом с городом Энгельсом, где готовил военные самолеты к полетам. В общей сложности прослужил в авиации три с половиной года. Именно здесь и произошла историческая встреча, запомнившаяся Игорю Андреевичу на всю жизнь.
Но первым молодой техник увидел… Валерия Быковского. Лицо у него, согласитесь, неординарное, запоминающееся. На аэродром «исаевской» авиабазы, бывало, приезжали летчики из других частей для различных тренировок. Побывала здесь и группа авиаторов под руководством испытателя первых катапульт, мирового рекордсмена заслуженного мастера спорта СССР Николая Никитина, с которым отрабатывались навыки парашютного десантирования. Служивые частенько с особым любопытством наблюдали за затяжными прыжками, не зная, конечно, что на их глазах тренируются будущие космонавты. Среди них Игорь и приметил востроносенького летчика, трижды потом побывавшего на околоземной орбите. Вспомнил Исаев про него в июне 1963 года, когда портрет летчика-космонавта Быковского появился во всех газетах.
А вот как развивались события 12 апреля 1961 года, в день, который навсегда вошел в историю человечества. По признанию Игоря Андреевича, он испытал два психологических, эмоциональных удара. Первый пришелся на всеобщее ликование, когда по радио прозвучало сообщение о том, что советский человек первым в мире летал в космос и успешно приземлился. Отныне Юрий Алексеевич Гагарин принадлежал не только (и не столько!) себе и своей семье, но и всему человечеству. Вскоре на территории части началось бурное движение – Гагарина на контрольно-диспетчерский пункт привезли! Техники и летчики просто «обалдели» от такого события, даже на обед не пошли, что для армейцев дело неслыханное. Оказалось, космонавт катапультировался в 102 километрах от расчетного места здесь, рядом с Энгельсом, и его привезли к ним на авиабазу.
Как позднее стало всем известно, спуск получился очень драматичным, капсула с космонавтом была объята пламенем в результате трения о плотные слои атмосферы, и Юрий Алексеевич уже был готов проститься с жизнью. А здесь он шел, окруженный толпой ликующих людей, бодрый, уверенный в себе, и широко улыбался. Игоря Исаева, который очутился буквально в паре метров от героя, поразил взгляд Гагарина: «Глубокий взгляд, смотрит Юрий Алексеевич по сторонам, а нас вроде как не видит… Вот они – настоящие ребята. Несколько минут назад кричал: «Прощайте, горю», треск, пламя, а сейчас идет, будто ничего такого и не было. Наш советский человек – первый в космосе! Фантастика! Это был триумф советской власти!», — делится впечатлениями мой собеседник.
На снимке из семейного архива Игорь Исаев слева в верхнем углу, за плечом женщины — официантки из летней столовой. Она принесла еду и напитки, хотелось угостить первого космонавта первой земной пищей после его возвращения из космоса, но вряд ли, конечно, Гагарин все это попробовал… Сопровождающие космонавта офицеры и строгие люди в штатском прокладывали ему путь сквозь большое скопление встречающих, и вдруг навстречу Юрию Алексеевичу вышел старший лейтенант, обнялись… Старлей с волнением поздравил первого космонавта, а тот, как расслышал Исаев, ответил: «Ничего, это только первые шаги…» С Н.С. Хрущевым, руководителем страны в то время, связи на базе не было, так что сразу лично отрапортовать высшему начальству об успешном завершении полета Гагарин не мог. Этот разговор с Москвой состоялся уже в Энгельсе. И там была невероятная по ажиотажу встреча! А дальше полетели в Куйбышев, где на летном поле – не протолкнуться, пришлось разворачиваться и лететь на другой аэродром. В воинскую часть в Энгельсе позже привезли тормозной парашют, кресло космонавта… Еще долго обсуждали это событие, каждый делился своими впечатлениями. «Все вместе, не зависимо от национальности, и вообще – в годы службы чувствовалось настоящее единение, все вместе – один народ, одна национальность. А при Ельцине все стало совсем иначе. Просто беда…», — с горечью говорит Игорь Андреевич.
После армии Исаев закончил литфак Владимирского пединститута. Год по направлению работал в Суздальском районе. Часто наведывался в Курлово, где вскоре женился на Любаше. Они познакомились задолго до свадьбы, когда 15-летняя красавица «запала» на знаменитость курловской эстрады (Игорю тогда было 22 года), который покорял тамошних девушек прекрасным, душевным чтением стихов (да, когда-то поэзия была очень популярна!) – своих и, к примеру, Сергея Есенина. После концертов – традиционные танцы, хороший повод познакомиться.
Вернулся в Курлово, назначили инспектором районо, через два года стал уже заведующим. Люба после Гусевского стекольного техникума получила специальность технолога стеклоизделий, поработала в Костромской области, вернулась в родную Мещеру, 18 лет отработала в Гусевском филиале института стекла инженером ПКБ, затем около 20 лет – на заводе стекловолокна. От института Любовь Владимировна получила квартиру в Гусе, сюда и перебралась семья Исаевых.
Игорь Андреевич трудился словесником в школе №9, ШРМ и с 1986 года до пенсии (2013 год) — в школе №16. Именно с этой школой связаны его главные педагогические достижения. В 1994 году Исаев первым в Гусь-Хрустальном стал победителем городского конкурса «Учитель года» и удостоился второго места на областном этапе, где первенствовал в конкурсе методических разработок с темой «Методика формирования орфографической зоркости учащихся». Читал лекции, проводил семинары для учителей других школ, заслужил благодарность института усовершенствования учителей. Игорь Андреевич носит звание «Отличник народного просвещения». Но самая дорогая награда – самодельная медаль от пятиклассников «Самому доброму, веселому, поэтичному учителю школы №16».
…Жизнь идет своим чередом. Выросли замечательные сыновья, получили высшее образование. Старший Дмитрий, бывший сотрудник органов МВД, на пенсии, а младшего Игоря можно видеть на некоторых центральных ТВ-каналах (ОРТ, «Культура»…) в роли эксперта по русскому языку. Он кандидат филологических наук, директор института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета.
Семьей срубили дачу в Бабино, родители увлекаются огородом. Мама Люба дружит с компьютером, увлекается вязанием, шитьем, готовит вкуснейшие торты… Отцу тоже дел хватает: косит траву, вскапывает грядки, занимается фруктовыми деревьями, ягодами, капустой. Жалеть не о чем, все очень достойно. Впрочем, Игорь Андреевич жалеет о том, что в молодости увлекался охотой с легавой собакой Бертой. Он тогда чувствовал себя настоящим мужчиной, а жизнь и без этого доказала, что Исаев-старший – настоящий мужчина!
И помнится, конечно, волнующая встреча с Юрием Гагариным. Среди поэтических строк, написанных Игорем Андреевичем, я встретил такие:
И вот где-то уж тонет,
Тает росчерк турбин –
У России с ладони
Стартовал звездный сын!..
Сергей ФРОЛКИН. Фото из семейного архива.