Суббота, 13 апреля, 2024
ДомойГазета Гусевские вестиЛюди Мещерского края«Я С ДЕТСТВА МЕЧТАЛА СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».

«Я С ДЕТСТВА МЕЧТАЛА СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».

Начнем с наград. За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников в 2013 году Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ награждена О.В. Бикмаева — учитель начальных классов средней школы No4. Июньским приказом текущего года по Министерству Ольге Васильевне присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». В послужном списке О.В. Бикмаевой также грамоты муниципального и регионального уровней.

Наша беседа вначале коснулась причины выбора педагогической стези, да еще в начальном звене школы.

— Иногда мне кажется, что я родилась с мелом в руке. Помню себя в раннем детстве: стою у воображаемой доски с мелом и указкой, а вокруг ученики – мои младшие сёстры и брат. В «школу и учителя» — моя любимая детская игра. Перед глазами был пример. Мои бабушка и дедушка — деревенские учителя. Дедушка — строгий и великодушный, никогда не повышающий голоса, учитель физики и директор школы. Бабушка – улыбчивая, остроумная, энергичная, со строгой добротой, учительница начальных классов.

— Получается, с окончанием школы всё стало ясно с профессией?

— Что вы!? Значительно раньше. Уже в первом классе я была твёрдо уверена, что стану учителем начальных классов, не учителем химии или географии, а именно учителем начальных классов, как моя бабушка. Много раз нас спрашивала наша первая учительница о том, кем бы мы хотели стать в будущем. И пока мои одноклассники метались от милиционеров к пожарным и врачам, я настойчиво заявляла, что стану учителем. И не только заявляла, но и каждый день работала над своей мечтой.

Следует заметить, что девочка Оля родилась в одном из исторических центров Руси — в Великом Новгороде, где ее родители химик-технолог Фаина Ивановна и строитель Василий Васильевич оказались на какое-то время по производственным делам Фаи Шигонцевой, принявшей фамилию Коршунова. Они родились в Гусь-Хрустальном районе, учились вместе в Новодуровской школе, а возвратившись на малую родину, поселились в райцентре. Когда пришла пора пойти в школу, семья жила на Красном Химике, и Олю приняла школа No16, затем No13, а с переездом на Эстакаду — школа No5. Между тем завершилось строительство школы No4, и семиклассница Ольга Коршунова стала ученицей в новостройке.

— Закончив школу, не раздумывая, я подала документы в педагогический институт. Экзамены сдавала без подготовки. Считалось, что, если школу закончил практически на одни пятёрки, в институт поступишь без труда. Экзамены сдала, но одного балла для зачисления не хватило. Не скажу, что расстроилась. Начала искать работу, но мысль о поступлении на следующий год осталась. Не успела устроиться на работу, позвонили из института. Кто- то забрал документы, место освободилось. Удача? Судьба? Всё вместе, наверное. Скорее всего, по-другому не могло быть. Банально звучит, но так и хочется сказать: звёзды сошлись.

Четыре года и, будьте любезны, я — дипломированный специалист. Учитель начальных классов! Всё, как мечтала с первого класса! Ура! А дальше, школа — школа No4, в которой я заканчивала своё обучение, и в которой начала свою учительскую работу.

— Так сложилось в жизни, что вам пришлось поменять четыре школы. Все школы были вроде бы разные…

— А вот проблемы всегда одни и те же. Академик Шалва Амонашвили заметил: «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся… Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды?..» Те же самые вопросы с детства волновали и меня. Почему-то, иногда не хотелось идти в школу, хотя проблем с учёбой не было никогда.

Ещё будучи ученицей, начала задумываться, а как сделать, чтобы ребёнку, абсолютно любому, не только отличнику, хотелось бы идти в школу, как к себе домой. Ведь не зря же говорят: школа – второй дом. Как стать таким учителем, чтобы дети тебя любили, уважали, были искренними с тобой?

-Судя по наградам, удалось.

— Не мне судить. Естественно, получив ­диплом учителя, стала искать решение упомянутых проблем. Сначала детей воспринимала, как младших братиков и сестрёнок. Учила их с обожанием, очень ласково, гладя по головке. Любви было много, но дисциплины мало. С годами решила — не пойдёт! После рождения сво- его ребёнка, стала относиться к ученикам, как к своим детям: со строгой, но справедливой добротой и безграничной любовью. Стала более требовательной. А жили одной семьёй. Я – учитель, дети и их родители. До сих пор сохраняю с ними практически родственные отношения. Из школы было не выгнать! Совместные праздники, поездки, экскурсии, походы, театральный кружок! Скоро они приведут ко мне своих детишек в школу — мои бывшие ученики…

— И что сейчас по-другому?

Сейчас дети и родители другие. Не лучше, не хуже, просто другие. Буквально с детского сада современных детей обучают финансовой грамотности, английскому языку, чтению, письму и математике, готовят, так сказать, к будущей жизни в современном обществе.

Никогда не понимала высказываний, что школа готовит детей к жизни. А что, пока они дети, они ещё не живут, они ещё не люди? Полностью согласна с мнением известного польского педагога Януша Корчака: «Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей — есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств…»

— Зная вас не первый год, вижу, как вы относитесь к детям…

-Всегда считала и считаю, что большое значение для успеха педагогической рабо- ты имеет правильное отношение к детям. Тот, кто не питает к детям живого интереса, раздражается от их малейших проступков, едва ли сможет стать хорошим педагогом. Лучшие педагоги всегда получают огромное удовлетворение от работы с детьми. А дети, в свою очередь, хорошо чувствуют, приходит ли к ним в класс служащий, выполняющий свои обязанности, или же с ними занимается друг, энтузиаст своего дела, которым он увле чен, в которое вкладывает всю свою душу.

Сегодня мои ученики – это мои друзья, мои единомышленники. Мы учимся учиться, с пониманием, что это серьёзная работа, которую надо не только полюбить, но с которой надо сродниться, чтобы она стала второй натурой, привыкнуть, чтобы для каждого было бы немыслимо иначе, как собственными силами узнать, что-то новое. Учимся самостоятельно думать, искать, проявлять себя, развивать свои способности.

И всё же вопрос «Как сделать, чтобы не пропадало желание у детей идти в школу?» для меня остаётся открытым. А если есть вопрос, то нужно искать ответ — ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Пока я в поиске, я меняюсь, надеюсь, в лучшую сторону, и уж, без сомнения, на благо моих учеников!

— Новые Стандарты требуют от системы образования возвращения к воспитательным функциям школы.

— Да  мы от них и не уходили. Неужели об этом не знают люди, которые готовят законы и стандарты для нас, для детей? Учителя в школе воспитывают своих подопечных всегда – и на уроке, и на перемене, и на «продленке», и во внеурочное время… Без этого в школе просто нельзя!

— А насколько сейчас загружен учитель в сравнении, скажем, с прежними временами?

— Сейчас много говорят на различных уровнях о том, что надо освобождать учителей от несвойственной им бумажной работы.

— А на деле?

— А на деле с каждым учебным годом бюрократический гнет все сильнее. Вчера я, например, ушла домой в пол- седьмого вечера. Раньше внеурочной деятельностью (кружки) занимались по профилям различные педагоги, к ним я отправляла детей. Сейчас со своим классом занимаюсь только я сама. Дома у меня один выходной – в субботу, когда я посвящаю себя исключительно женским делам, нормальному общению с мужем и детьми. Они мне замечательно помогают во всем! Пример подает супруг Сергей Григорьевич. В воскресенье – работа с ПК, школьные вопросы…

Ольга Васильевна показала мне план на одно из сентябрьских воскресений. Всего пунктов 12 с дополнениями, в т.ч. здесь по каким-то (занятость!) причинам дела, не доведенные ранее до конца. Заметим, что Бикмаева руководит методическим объединением учителей начальной школы (МО). В воскресном плане и подготовка к заседанию МО, и работа с дет.садами, и договор о сотрудничестве, а еще обложки на тетради для «Разговора о важном», занятие с учителями по предмету «финансовая грамотность»… Вот вам и выходной день!

Немаловажно: О.В. Бикмаева активно участвует в работе региональной инновационной площадки «Организационно-педагогические условия развития коммуникативной культуры современного школьника». А в целом, отзывы о деловых и человеческих качествах этого учителя — самые положительные!

В родной школе Ольга Васильевна работает с удовольствием и полной самоотдачей. Она знает коллектив и с личной стороны: сын Илья учился в школе No4 до 10 класса, заканчивает 11-й класс в школе No2, а старший Дима, выпускник 4-й школы, работает программистом в Москве. Она сравнивает школьные отношения с семейными. Есть, конечно, определенные человеческие предпочтения, компании, но никаких интриг, закулисных игр и т.п. нет и в помине. А ученический «контингент» в более, чем 600 детей и их родителей – очень сложный организм, и школа с ним успешно работает.

С Днем учителя, уважаемая Ольга Васильевна! С праздником, 4-я школа!

Фото коллектива СОШ№4

СЕРГЕЙ ФРОЛКИН. Фото от школы No4.

Поделиться ссылкой:

Оцените этот материал
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.