Перейти к содержанию

Теплоход «Гусь-Хрустальный». Вспомним…

Rate this post

Недавно в редакционном архиве, а затем на просторах интернета в свободном доступе мне встретился материал о теплоходе «Гусь-Хрустальный». Да, была и есть такая замечательная традиция у корабелов — называть новые суда, спускаемые на воду, именами российских городов, в том числе – небольших, вроде нашего. Давайте вспомним некоторые эпизоды из биографии теплохода «Гусь-Хрустальный», тем более сегодня он остается только в памяти гусевчан и тех, кто служил на нем более трех десятков лет…

27 декабря 1969 года «Водный транспорт» сообщил, что приказом Министра морского флота CСCP В.Г. Бакаева одному из строящихся для Северного морского пароходства океанских теплоходов присвоено имя «Гусь-Хрустальный». По официальным характеристикам, это был лесовоз типа «Мирный» (4-я серия т/х «Котласлес», IMO 7015200, регистровый номер М-17272, позывной URTA).

Новый корабль поражал строгой статью и красотой, совершенным оборудованием, бытовыми удобствами, производственной практичностью. Длина теплохода 102 метра, ширина 14 метров, высота бортов около 7 метров. Водоизмещение — 5670 тонн. Дизельная установка мощностью 3200 лошадиных сил. Теплоход «Гусь-Хрустальный» мог пройти без захода в порты 8500 миль (около 16000 км), скорость — 14 узлов в час (26 км/час).

Судно предназначалось для перевозки лесоматериалов. Бытовые условия жизни команды лесовоза были отличными. Теплоход был приписан к Северному ордена Ленина морскому пароходству. Первоначальный порт приписки— Архангельск. Изготовлен он был на финляндской судовой верфи в Турку.

Теплоход спустили на воду 6 февраля 1970 года. По старой морской традиции, о его носовую часть разбили бутылку шампанского, а горлышко оставили на корабле как память о дне спуска. В конце октября 1970 г. на теплоходе в торжественной обстановке был спущен флаг Финляндии и поднят Государственный флаг Советского Союза. Поздравить экипаж «гусевского» теплохода прибыли представители финского города Риихимяки, с которым в то время уже более 10 лет Гусь-Хрустальный поддерживал дружеские связи. Финские друзья подарили советским морякам вазу «Маяк», как символ добрых пожеланий для предстоявших плаваний.

В истории одноименных города и теплохода зафиксировано, что 27 октября 1970 года делегация из Гусь-Хрустального, возглавляемая вторым секретарем городского комитета КПСС депутатом горсовета А.И. Артемовой, встретила корабль в Ленинградском торговом порту, куда он прибыл перед выполнением своего первого рейса. Обменявшись приветствиями с моряками, гости по приглашению капитана судна В.В. Коннова проследовали на борт. После знакомства с кораблем была торжественная встреча в Красном уголке, на которую явились все свободные от вахты моряки. Алевтина Ивановна Артемова от имени ГК КПСС, исполкома и всех жителей Гусь-Хрустального передала экипажу поздравления с выходом в море.

Теплоход «Гусь-Хрустальный» в Италии

Было выражено пожелание, чтобы экипаж теплохода стал полноправным членом городского коллектива трудящихся. Морякам была вручена хрустальная ваза с надписью «Экипажу теплохода «Гусь-Хрустальный» от трудящихся города Гусь-Хрустальный. Октябрь 1970».

Через некоторое время, в 1975 году, судно вошло в состав ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Балтийского морского пароходства и поменяло свою приписку на город Ленинград. В годы ленинградской «прописки» теплоход во время навигации часто обслуживал товаром порты советского Заполярья. Проводниками «Гусь-Хрустального» были атомные ледоколы
«Ленин», «Арктика», «Сибирь».

В 1977 году теплоход посетила делегация учащихся средней школы №13 города Гусь-Хрустального, которой моряки корабля вручили памятный деревянный штурвал и набор открыток с видами тех стран и городов, где побывал сухогруз. Эти подарки за прошедшие 45 лет, к сожалению, не сохранились в школе.


Каждый год сухогруз «Гусь-Хрустальный» делал около 20 рейсов вокруг Европы. В 1986 году экипаж выделил однодневный заработок в помощь пострадавшим на Чернобыльской АЭС.

В 1990 году сухогруз после 9 рейсов отправился в Финляндию. Дальнейшая судьба теплохода точно не известна. По одной из версий, в начале 1990-х годов судно было разрезано на металлолом. По информации, почерпнутой из сети интернет, в ноябре 1995 года, уже находясь в Финляндии, теплоход «Гусь-Хрустальный» был переименован и стал называться «Helena-I», а в августе 2009 года был разделан (утилизирован). По этой версии получается, что сухогруз еще около десяти лет потрудился в сопредельном государстве. В любом случае, дальнейшая судьба сувениров, подаренных морякам, не известна.


Вот такая примечательная история – в биографии нашего города, морфлота страны, в нашей памяти…

Сергей Фролкин.
Фото из интернета
(свободный доступ).

Поделиться ссылкой:

Опубликовано в рубрикеАктуально

Оставьте первый коментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.