Понедельник, 20 мая, 2024
ДомойГазета Гусевские вестиАктуальноБазовая кафедра ВлГУ - в Уршеле

Базовая кафедра ВлГУ — в Уршеле

Меньше года прошло с того дня, когда на стратегической сессии в Гусевском стекольном колледже им. Г.Ф. Чехлова при участии Губернатора А.А. Авдеева было решено создать в Гусь-Хрустальном химико-технологический образовательно-производственный кластер как драйвер развития территории. Определены принципиальные направления, в числе которых обеспечение предприятий-участников кластера квалифицированной рабочей силой и специалистами с практической подготовкой высокой квалификации.

И вот сделан первый шаг в этом направлении. В ГСК им. Г.Ф. Чехлова подписан договор между Владимирским государственным университетом имени Столетовых (ВлГУ) и ООО «Красное Эхо» о создании базовой кафедры «Современные технологии в стекольной промышленности» на базе ООО «Красное Эхо» для организации учебно-производственного процесса. Это структурное подразделение ВлГУ, расположенное на территории ООО «Красное Эхо» в пос. Уршельском. Заведовать кафедрой согласился известный производственник-стеклодел Ю.Д. Клегг. Работа кафедры организуется при тесном сотрудничестве с ГСК им. Г.Ф. Чехлова.

Перед подписанием договора представители ВлГУ побывали в Уршеле, где  посетили заводские цеха и строящуюся учебно-производственную базу на территории уршельского подразделения стеклозавода «Красное Эхо». Их сопровождали глава администрации района А.В. Кабенкин, генеральный директор ООО «Красное Эхо» Д.Ю. Клегг, а также Ю.Д. Клегг.  Гости дали высокую оценку потенциал уршельского производства.

Договор подписали ректор ВлГУ А.М. Саралидзе и руководитель ООО «Красное Эхо» Д.Ю. Клегг. На церемонии присутствовали также директор ГСК Ю.А. Фильчаков и проректор ВлГУ А.А. Панфилов.

Основная задача кафедры — подготовка специалистов,  переподготовка и повышение квалификации специалистов в сферах материаловедения и литейного производства, автоматизации технологических процессов и высокоэффективных методов механической обработки. Вот что сказал об этом А.М. Саралидзе.

— Сегодня подписан договор о создании партнерства между ВлГУ им. Столетовых и крупным стекольным предприятием «Красное Эхо». Мы побывали на производственной площадке в Уршеле, ознакомились с имущественным комплексом. Это очень большой завод с современной техникой, технологией, оборудованием. И с учетом того, что задача и профиль ВлГУ – подготовка кадров, а на заводе есть целая производственная цепочка для практического обучения, мы сможем здесь задействовать все возможности для студенческой практики по технологии машиностроения, на литейном производстве, по другим техническим дисциплинам. Здесь есть хорошие возможности соединить теорию и практику.

Мы попросили Юрия Джимовича Клегга возглавить эту кафедру. Он полностью владеет ситуацией на предприятии, знает, на каких участках какие специалисты нужны. Мы создаем эту кафедру с учетом гибридности учебного процесса, нам нужны не только технологи или конструкторы, но и программисты, а также специалисты других профессий, сопровождающих основное производство.

         — Анзор Михайлович, почему на базе Красного Эха?

— Прежде всего, это экономические причины. Красноэховские  стеклоделы вносят большой вклад в экономику региона и всей страны. Это и налоги, и рабочие места, и создание новых условий для работы, новых технологий. У них всё, практически, модернизировано, но современный кадровый голод ощущается и здесь. Только объединив усилия, мы можем преодолеть трудности. У нас есть базовые кафедры на многих предприятиях, в школах, даже в банковской системе. Студенты уже со 2 — 3 курсов проходят практику непосредственно на конкретных предприятиях, в учреждениях, с которыми у нас партнерские отношения. Они не только знакомятся с производством, осваивают технологические процессы, но и вникают в суть рабочих процессов, взаимоотношений в коллективе, а в итоге – закрепляются на выбранном рабочем месте.

Мы вместе с партнерами заботимся о закреплении кадров на производстве, а значит, заинтересованы в качестве их обучения, производственной подготовки, чтобы на наши предприятия приходили готовые квалифицированные специалисты, а не «полуфабрикаты». Они будут конкурентоспособны при подборе кадров.

         — Это будет очное обучение?

— Да, мы будем очно обучать. Нельзя качественно изучать технологию заочно, это невозможно. Нам показали на уршельской площадке очень хорошее помещение. Там сейчас идет капитальный ремонт, размещаются станки, оборудование, будет создана классная комната для теоретических занятий. Это выгода взаимная. У нас есть коллектив прекрасных педагогов, но нет современного оборудования, а на заводе «Красное эхо» это все есть – и новые технологии, и современные машины и оборудование, на которые у нас средств нет. Мы объединяемся, и студенты получают возможность учиться у наших преподавателей и изучать современное производство.

         — Научная составляющая будет?

         — Конечно, ведь у нас многопрофильный университет. Без науки никак нельзя. В нашем кластере обязательно будет и научное направление. Так что мы к этому готовы и в рамках работы базовой кафедры, соглашение о создании которой мы подписали с Дмитрием Юрьевичем Клеггом.

          Я поинтересовался и мнением Д.Ю. Клегга.

         — Наше соглашение с ВлГУ — это развитие темы соединения учебного и производственного процессов в единую систему с выходом на новый уровень. Хочу добавить по поводу научной работы. Уже сегодня мы ведем научную работу. Стеклоделие – узконаправленная отрасль, в которой мало кто занимался научной работой. Если говорить с точки зрения экономики предприятия, то необходимо, например, разработать определенные сплавы, получить такие металлы, которые дадут хороший  вклад уже в стекольную экономику. Если освоить научную работу, которая будет переходить в экономику, то это будет намного интересней, чем просто научная работа, которая ляжет на полку. А когда объединены обучение и производство, создаются новые проекты, направления, по которым уже видно, куда идти.

         — А помещения под учебу и практику есть.

— Отдельно стоящее здание, в нем на втором этаже классные комнаты, где будет даваться теория, а внизу место для практических занятий со стендовым оборудованием. Если же перейти через дорогу, там действующее производство – смотрите, учитесь.  Специалисты, которые там работают, тоже будут привлекаться к занятиям со студентами. Механики, наладчики, технологи, конструкторы, то есть люди, непосредственно работающие на производстве. И это все на стенде, где стеклоформующая машина работает: вот она под стеклом, вот вхолостую, и видно, какие нужны поправки – конструктивные или другие. Сделать из металла отливку, поставить на машину и посмотреть, как она работает. Это очень важно. Если теоретически обучение ведется — это хорошо, но пока ты руками не потрогаешь…

         — Вы говорите не только о стеклоформах под изделия, ту же бутылку, но и про оборудование вообще. Вы этим занимаетесь?

— Уже сейчас мы сами производим навесное оборудование для своих работающих стеклоформующих машин под требуемые параметры. В планах – изготовление стеклоформующей машины целиком, ведется работа над созданием необходимого программного обеспечения. А следующий шаг – литье станины. И ко всем этим делам будут привлекаться студенты.

Плюс ко всему, очень важно понимать суть работы. Приходит человек на завод и считает, что он только технолог. Но инженер должен знать, как работает тот или иной механизм, какая-то деталь, из чего она должна быть сделана. Важны не только геометрические параметры, но и  структура металла, из которого она сделана. Студент должен усвоить эти требования.

В разговор включается А.А. Панфилов.

         — Студентов набирает Юрий Алексеевич Фильчаков, студентов набираем и мы. На конструкторско-технологические специальности, на автоматику студенты уже набираются. Учить мы их будем и на этой базе в Уршеле, в частности, на литейном производстве и КТО.

Теорию студенты осваивают на базе ВлГУ. Потом мы их привозим сюда на практику, они знакомятся с производством, особенностями корпоративной культуры и так далее. Хотелось бы, чтобы эти студенты практиковались на протяжении всех лет обучения – от первых ознакомительных моментов до подготовки дипломных работ. А потом самые лучшие устроятся на месте, а «средние» студенты тоже все будут трудоустроены на предприятия нашей области или за ее пределами. А полный учебный процесс, о котором вы ранее меня спрашивали, подразумевает создание филиала, это уже не кафедра, совсем другие проблемы и затраты. Пока на данный момент это не обсуждается.

Мы можем сделать структуру учебного процесса модульной. Скажем, месяц отработал в аудитории, потом на пару недель – на месяц уехал на производство. Практику можно сделать не обязательно сконцентрированной, а распределить ее по семестру. Теория будет преподаваться в университетских аудиториях, на базовой  кафедре – практика и спецпредметы. И очень важно – знакомство с коллективом: к кому по какому вопросу обратиться, кому написать то или иное заявление, как пройти на заводе от точки А до точки Б… Во все нужно студента, будущего работника предприятия, погрузить. Плюс он узнает, как машина изнутри устроена, в общем, он должен все увидеть на начальной стадии, чтобы его мозг мог адаптироваться к производству, чтобы его не испугался.

Создаваемая структура – разноуровневая. Могут учиться в ее формате учащиеся колледжа – из Гуся, или самого ВлГУ (у нас есть свой колледж) или ребята с высшим образованием перестраиваются. И структура может использоваться при дополнительном профессиональном образовании.

Дополняет сказанное Ю.А. Фильчаков.

         — Вспомним прошлогодний договор о создании кластера. Согласно его положениям ООО «Красное эхо» входит в наше с ними партнерство своим имуществом – производственным участком в Уршеле, а ГСК будет здесь обучать своих студентов практическим навыкам в ремонте, техобслуживании и эксплуатации стеклоформующих машин.

         О своей роли в этой системе коротко сказал Ю.Д. Клегг.

         — Я, как завкафедрой, буду заниматься созданием программ для учебного процесса, чтобы мы выпускали настоящих инженеров, а не бакалавров. Моя задача – выстроить, какие технические предметы надо изучать, какие практические занятия проводить. Как преподавать практику, кто будет это делать, по каким канонам.

         Широкий конкретный шаг сделан. Впереди еще много работы. Пожелаем всем ее участникам только успехов!

 

Сергей Фролкин. Фото автора.

Поделиться ссылкой:

Оцените этот материал
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.