Среда, 17 декабря, 2025
ДомойГазета Гусевские вестиАктуальноКАЗАК ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА: история гусевчанина, который возрождает казачьи традиции

КАЗАК ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА: история гусевчанина, который возрождает казачьи традиции

Кошевой атаман Военно-патриотического союза казаков Владимирской области Алексей Тюренков в интервью «Гусевским вестям» рассказал о том, как пришел в казачество, какие критерии предъявляются к новичкам и чем живет небольшое, но активное казачье отделение в Гусь-Хрустальном.

ВЕРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Более 25 лет Алексей Тюренков руководит военно-историческим клубом «Гардарика». Сфера интересов — от реконструкции дружин времен Александра Невского до воссоздания облика бойца Красной армии в Великую Отечественную войну. Эта страсть к истории стала для него не просто хобби, а путем к осознанию: память и традиции нужно не только хранить, но и передавать дальше. Именно это и привело его в казачество – не по крови, а по призванию и по состоянию души.
Сам он называет себя «приписным»: родственные связи с казаками проследить не удалось, но дух и дела казачьи – настоящие.

«Предки мои были в казаках, но документов никаких не сохранилось. Однако интерес к казачеству у меня был с юных лет. Я много лет изучал его историю, культуру и традиции, с каждым разом всё больше осознавая, что это моё родное. И однажды понял, что в душе я и есть казак. Это понимание и побудило меня вступить в ряды Военно-патриотического союза казаков и принять казачью присягу в храме», – признался собеседник. «И хотя я казак приписной, дети мои являются потомственными казаками. Таковы казачьи традиции».

При этом Тюренков уточнил: должность кошевой атаман не делает его главой всего казачества. На деле он – заместитель главного атамана и заведует вопросами тыла.

Помимо должности кошевого атамана Тюренков курирует церемониальную подготовку знаменной группы и почетного караула. Воспитанники теперь уже казачьего военно-исторического клуба «Гардарика» и казачьего военно-патриотического клуба «Пластун» регулярно несут Вахту Памяти у Вечного огня и у мемориалов на местном кладбище. С ними Алексей организует выставки оружия и снаряжения, участвует в театральных постановках. В этом году, например, вместе с детьми играл в спектакле, посвященном Великой Отечественной войне.

Хотя формально в казачество может вступить любой, здесь важны не слова, а дела. Главное – быть патриотом России и православным христианином.

«По традиции сложилось, что казаки — защитники веры православной», — пояснил Тюренков. Он добавил, что казак — это не просто ношение формы: «Патриотизм в нашем понимании – это общественно полезный труд. Вера без дел мертва».
Новичок проходит испытательный срок до трех месяцев. Если правление одобряет кандидатуру, кандидат принимает казачью присягу в православном храме, проходит так называемую «верстку» или посвящение в казаки.

«Он приносит присягу казака, целует Евангелие, крест, знамя. Перед строем казаков дает определенные обязательства, которые он должен выполнять, в принципе как военнослужащий в армии», — рассказал Тюренков. После церемонии казаку выдается грамота с подписями атамана и священника.

ПЯТЬ КАЗАКОВ — И ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ

В Гусь-Хрустальном действует небольшое – всего пять человек, но очень деятельное казачье отделение. Они успевают и на почетные караулы, и на фестивали, и на соревнования по казачьим боевым искусствам. Недавно в городском парке прошел яркий праздник казачьей культуры с участием школьников и студентов. При отделении работает молодежная группа — ребята и девушки, которые учатся соблюдать казачьи традиции и быть полезными обществу.

Гусевское отделение поддерживает тесные связи с другими патриотическими объ-единениями области. Особенно тепло наш собеседник отзывается о хуторской казачьей общине в Камешковском районе, где тоже развивают военно-патриотическое направление.

«Приезжаешь как к своей родне. Так по-родственному общение идет, теплая такая атмосфера. Вот мы к этому стремимся – чтобы вот именно общность была у людей, доброта, понимание друг друга».

Что до внешнего вида – форма у гусевских казаков собственная, составленная из элементов донской и кубанской традиций, но в рамках Устава Военно-патриотического союза казаков Владимирской области. При этом, если приглашают на фестиваль в другой город, гусевские «коллеги» легко адаптируются.

«Если нас пригласят на фестиваль на Кубань, мы можем надеть всё кубанское и мы не будем отличаться от них», – добавил Алексей с улыбкой.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ — ДО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Говоря о своих истоках в реконструкции, Алексей Тюренков с теплотой вспоминает 1990-е годы – время, когда во Владимире только зарождалось движение военно-исторической реконструкции. Вместе с единомышленниками он создавал первые клубы буквально с нуля: искал информацию, изучал музейные экспонаты, по их эскизам и изображениям самостоятельно шил костюмы, ковал доспехи и изготавливал оружие. Участники активно выезжали на рыцарские турниры и исторические фестивали – от Рязани и Москвы до Минска.

Со временем интерес клуба постепенно сместился от эпохи Древней Руси и времен Александра Невского к XX веку. Если сначала участники реконструировали дружины XIII века и рыцарские ордена, то позже всё больше внимания стали уделять Великой Отечественной войне. При этом акцент делался не на упрощенном взгляде, а на полной реконструкции – включая форму и вооружение как Красной армии, так и противника.

По словам Тюренкова, без показа обеих сторон конфликта теряется смысл: важно понимать, с кем и против кого сражался Советский Союз. Это позволило участникам самостоятельно выбирать направление – кто-то остался в Средневековье, другие переключились на 1940-е годы. Со временем эти направления не исчезли, а напротив, развивались и укреплялись.

Сегодня казачий военно-исторический клуб «Гардарика» охватывает сразу несколько исторических периодов — от дружинников Руси до бойцов современных спецподразделений. Помимо Средневековья и Великой Отечественной войны ребята изучают Афганскую и Чеченскую кампании, а также отрабатывают тактические навыки в страйк-больном формате, используя современную экипировку, макеты и приводное оружие.

Казачьи традиции, по словам Тюренкова, — это вовсе не пыльные реликвии под стеклом, а живая, дышащая культура, которая передается от поколения к поколению. В подтверждение он привел старинный обычай: уважаемому гостю при входе в дом под ноги бросали нагайку – не чтобы подшутить, а как знак особого уважения. Подняв ее, казак словно получал подарок.

ПАМЯТЬ О ПРЕДКАХ

Рассказывая о Великой Отечественной войне, Алексей Тюренков с особым трепетом вспоминает своих родных – тех, кто сражался на фронте и трудился в тылу.

Его дед по материнской линии Владимир Жеглов ушел на фронт в 1943 году и служил в воздушно-десантных войсках. Как вспоминал сам ветеран, действовал он во втором эшелоне — зачищал освобожденные территории после прохождения основных частей и участвовал в боях, в том числе под Прагой.

Двоюродная бабушка Софья Тюренкова была медсестрой на передовой. По воспоминаниям Алексея, она вывозила раненых прямо с линии огня:
«По рассказам я помню, что она занималась эвакуацией раненых с линии фронта. Зачастую на собаках эвакуировали — то есть впрягали в волокуши собак, и на собаках вытаскивали наших раненых бойцов».

Дед Александр и бабушка Нина Конновы — родственники Алексея по отцовской линии — трудились в тылу и за самоотверженный вклад в Победу были удостоены государственных наград.
Бабушка, по его словам, была настоящей общественницей: возглавляла «Красный уголок», активно участвовала в партийных собраниях и всегда отзывалась о советской власти с глубоким уважением.

Родом она была с Донбасса и пережила немецкую оккупацию — во время войны ей было всего 15–16 лет. Вместе с сестрой-близнецом они жили в детском доме. Лишь после окончания войны Нина переехала во Владимирскую область, где и осталась на всю жизнь.

«Чувствовался такой стержень, что единение было у народа», — отметил Алексей и с теплотой вспомнил, как в те годы люди по-настоящему верили в общее дело и держались друг за друга.

ДРУЖБА НАРОДОВ — ОСНОВА ПОБЕДЫ

Один из главных факторов, который помог одержать победу в Великой Отечественной войне, Алексей Тюренков назвал без колебаний — единство народов. По его словам, национальность не играла роли: будь ты русский, украинец, узбек или грузин – все были равны перед общей бедой и общей целью.

«У нас было общее понятие такое, как советский человек, то есть все равны. Неважна национальность, допустим, русский, украинец, белорус, узбек, киргиз или грузин, то есть мы все живем в одном государстве и уважаем именно культурные, духовные ценности друг друга. Это сыграло большую роль», – уверен Алексей.
В поколении победителей Тюренков особенно ценит трудолюбие, крепкие семейные узы и готовность помогать окружающим. Эти качества гусевчанин «впитал» еще в детстве и старается передать их молодежи.

И напоследок Алексей сказал по-казачьи: «Мы служим Отечеству, казачеству и вере православной!».

МАРИЯ РЕПИНА.
Фото из личного архива героя публикации.

Поделиться ссылкой:

Оцените этот материал

Информационная продукция для людей, достигших возраста шестнадцати лет (16+)

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.