Суббота, 20 апреля, 2024
ДомойГазета Гусевские вестиКазацкие булавы армянского князя

Казацкие булавы армянского князя

Действительно, Гусь-Хрустальный — город совсем не моноэтнический, здесь проживают люди самых разных национальностей. Среди них есть, конечно, и армяне, так что нет ничего удивительного в том, что в Гусе живет с виду обычный армянин Дмитрий Георгиевич Гаспаров. Но удивительно то, что он… потомственный князь! Да, его дед по материнской линии корнет Рафаил Георгиевич Бектабеков был самым настоящим князем (есть на то и документы, а еще фотографии подобающие), служил в семнадцатом драгунском полку Его Величества. После Октябрьской революции вернулся в Тифлис и прославился изготовлением механических игрушек, что, видимо, передалось на генетическом уровне его внуку Джемалу, крещенному Дмитрием. Армения — страна православная, и Дмитрий Георгиевич (уж позвольте его называть русским именем, к которому наш герой давно привык) человек православный. Будучи гражданином Советского Союза, он тщательно скрывал свои родовые корни, а сегодня об этом можно говорить открыто. Гусевчанин Гаспаров — самый настоящий князь, хотя и без соблюдения каких-то формальностей, и гордится этим, но снобизмом по этому поводу не отличается.

«Я родился и вырос в Тбилиси»

Родной город Георгия Дмитриевича Тбилиси. По его собственному признанию, в Грузии к негрузинам отношение не столь дружелюбное, как, например, в Гусь-Хрустальном к нерусским. Он здесь чувствует себя вполне комфортно. В Гусе мало кто знает о его неординарном прошлом. С детства бабушка привила Дмитрию любовь к музыке, интерес к французскому языку, которым он овладел в совершенстве. В музыкальной школе его преподавателем была мама известного композитора Микаэла Таривердиева. Кстати сказать, в числе добрых знакомых и друзей Дмитрия Георгиевича, кроме Таривердиева, Нани Брегвадзе, Роберт Рождественский, Иосиф Кобзон, Гелоргий Гаранян, Валерий Золотухин… Первый его инструмент — виолончель, а со временем молодого музыканта «переманил» контрабас. За плечами учеба в Тбилисской государственной консерватории. Увлечение джазом привело юношу в знаменитый государственный эстрадный оркестр Грузии «РЭРО». Он играл и в других солидных коллективах, в том числе в приезжавшем в СССР на гастроли оркестре именитого американца Бени Гудмана, объездил весь Советский Союз, не раз бывал за рубежом…

Москва, Аргентина,

Ростов, Гусь-Хрустальный

С переездом на житье в Москву, играл в ресторанах, в эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного радио и телевидения. Любопытно было узнать, что до серьезного музицирования Дмитрий занимался боксом, имел первый взрослый разряд. Среди увлечений Гаспарова значится и мотоспорт (отец был чемпионом тбилисского общества «Динамо» по мотоспорту), он даже выиграл призовое место в чемпионате Советского Союза по мотокроссу. Оставил музыку ради предпринимательства — нужны были деньги на более достойную жизнь, в семье росли двое сыновей. Стал заниматься не просто резьбой по дереву, но и продажей своих изделий.

Жизнь забросила Дмитрия Георгиевича на пять лет в Аргентину, где зарабатывал ремонтом элитного жилья. Вернувшись в Россию, жил и работал в Ростове. Девять лет назад при содействии сыновей, купивших дом на Красном Химике, обосновался в Гусь-Хрустальном. Когда дом сгорел, перебрался на улицу Карла Маркса. Его музой и домохранительницей стала обаятельная Любовь Федоровна. Кстати, тбилисский армянин и в свои 82 года весьма импозантен и привлекает внимание женщин. Вскоре после переезда в наш город Гаспаров стал известен в Гусе своими творческими работами. Еще в Грузии он увлекся чеканкой и резьбой по дереву. Остановился на дереве: осину было легче доставать для творчества, чем металл. Освоил и выжигание, которое использует при отделке своих деревянных изделий. В Аргентине случился перерыв: там элементарно не было осины, но навыки не растерял.

В Гусь-Хрустальном Дмитрия Георгиевича приняли, можно сказать, радушно. Он не почувствовал и не чувствует себя по сей день не в своей тарелке. Никаких националистических подковырок или тому подобного он не испытывает. Его принимают по его характеру, творческим эскападам… Поиск средств к существованию поначалу привел к намерению обучать местную детвору мотоболу. Не сложилось (начальники объяснили его возрастом – за 70 уже было), и тогда спасло многолетнее пристрастие к работе с деревом. Помогло и собственное изобретение — своеобразное многослойное лаковое покрытие. Получается красиво, оригинально и практично. По соседству находился художественный салон, куда Гаспаров и принес свои работы. Дело пошло на лад, его творения из дерева неплохо продавались, но широкая армянская душа, при всей скромности мастера, требовала большего простора. В то время важную роль в жизни армянского князя из Тбилиси сыграло знакомство с членом Союза художников Татарстана, руководителем общества гусевских художников «Нюанс» Ремом Суйфульмулюковым. Кстати, у Рема Назывовича тоже, судя по всему, есть княжеские корни. Его отец утверждал, что имел ярлык на княжение, но утерял. Пусть это будет правдой, и два князя нашли друг друга на гусевской земле. Этой дружбой Дмитрий Георгиевич очень дорожит, как и добрым расположением целого ряда других своих новых земляков, с которыми Гаспаров с удовольствием общается.

В Гусе талант Гаспарова

признали

Рем Назывович высоко оценил творческий потенциал приезжего князя, ввел его в художественную среду города, познакомил с Анной Изуитой, руководившей комитетом по культуре и туризму, и с директором городской библиотеки, в здании которой базируется «Нюанс», Мариной Сенаторовой. Анна Владимировна и Марина Анатольевна были покорены искусством работы по дереву, которым владеет Дмитрий Георгиевич, его мужским обаянием и вывели Гаспарова на городской уровень. С тех пор сувениры, вышедшие из­под руки мастера, непременно присутствуют на всех выставках­ярмарках, сопровождающих большие городские празднества, будь то День города или День Никиты Гусятника… Известность гусевского художника армянского происхождения вышла далеко за пределы нашего города. Гаспаров является постоянным участником общерайонных праздников, например, в этом году его изделия можно было увидеть и купить на Празднике русского напитка в березовой роще у деревни Семеновки, в поселке Тасинском на юбилейном празднике национального парка «Мещера» и традиционных «Осенинах на Русском подворье», проводимых сотрудниками Парка… Гусевской (теперь уже!) мастер резьбы по дереву участвует и в областных мероприятиях во Владимире, Суздале, Гороховце, гордится приглашением на межрегиональную агропромышленную выставку. И везде Дмитрий Гаспаров, представляющий Гусь­Хрустальный, желанный гость и популярный участник ярмарочных гуляний. Он лично предлагает вниманию публики свои творения, дает пояснения, если возникают вопросы, но никогда не навязывается потенциальным покупателям, мол, купите что­нибудь. Люди и так покупают.

«Я обрусевший армянин,и мне

в Гусь­Хрустальном хорошо…»

Среди произведений резчика по дереву — винтажные шкатулки, крюшонницы, креманки, вазы, казацкие булавы разных размеров, человеческие фигурки… Работы в стиле «ретро» ­ не дань моде, но проявление художественных наклонностей мастера. А в рисунках, украшающих все эти придумки, легко угадываются армянские мотивы, даже на казацких булавах. Как и сам Гаспаров, его друг Рем Суйфульмулюков считает, что по большому счёту, искусство интернационально, оно не имеет границ. Не только живопись, но и музыка, и театр, и кинематограф (прибавим — и резьба по дереву) — это язык души. С этим трудно не согласиться. И Дмитрий Георгиевич и Рем Назывович называют себя полностью обрусевшими, но в чем это конкретно выражается, Гаспаров так и не смог мне объяснить словами. Да, он хорошо чувствует себя в Гусь-Хрустальном, его, в общем-то, не волнует, какой национальности собеседник (был бы человек хороший!), а сложные отношения между армянами и азербайджанцами объясняет разностью религий – православия и ислама. У него хороший русский язык с приятным южным акцентом, да, он неплохо знаком с русской ненормативной лексикой, у него русская спутница жизни, в которой он души не чает… Но характер-то «привез» к нам уже сложившийся: ему свойственны упорство в достижении цели, умение самому встать, если ненароком споткнулся на жизненной стезе, упрямство, стремление к лидерству во всем, чем бы ни занимался, неповторимое чувство юмора вкупе с самоиронией. Эти свои черты Дмитрий Георгиевич считает исконно армянскими, под русских не подделывается, ведет себя естественно в любых ситуациях и доволен своей гусевской жизнью.

Годков бы убавить, но и в преклонном возрасте Гаспаров, пока Любовь Федоровна не видит, может встать на стул, чтобы достать шикарную деревянную с дивной росписью вазу откуда-то из-под потолка, с удовольствием занимается резьбой, готовя сувениры на очередную выставку или под заказ на продажу — к свадьбе ли, к именинам или по другому подходящему случаю. Ведь только на пенсию не проживешь, и это стремление побольше заработать, чтобы не нуждаться в чужой помощи (ни разу в жизни не занимал ни у кого деньги на личные нужды!), стимулировало Гаспарова в его творческой деятельности, расширении ассортимента художественных изделий за счет поиска новых форм и развития различных идей.

Небольшой городок, затерявшийся в Мещёре и известный на весь мир своими мастерами и художниками по стеклу, приютил Дмитрия Георгиевича Гаспарова, стал для него родным, и на вопросы покупателей «Вы откуда?» мастер с доброй улыбкой отвечает: «Из Гусь-Хрустального…», хоть и армянин он княжеского рода, родившийся в Тбилиси.

Сергей Фролкин.

Поделиться ссылкой:

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.