Действительно, Гусь-Хрустальный — город совсем не моноэтнический, здесь проживают люди самых разных национальностей. Среди них есть, конечно, и армяне, так что нет ничего удивительного в том, что в Гусе живет с виду обычный армянин Дмитрий Георгиевич Гаспаров. Но удивительно то, что он… потомственный князь! Да, его дед по материнской линии корнет Рафаил Георгиевич Бектабеков был самым настоящим князем (есть на то и документы, а еще фотографии подобающие), служил в семнадцатом драгунском полку Его Величества. После Октябрьской революции вернулся в Тифлис и прославился изготовлением механических игрушек, что, видимо, передалось на генетическом уровне его внуку Джемалу, крещенному Дмитрием. Армения — страна православная, и Дмитрий Георгиевич (уж позвольте его называть русским именем, к которому наш герой давно привык) человек православный. Будучи гражданином Советского Союза, он тщательно скрывал свои родовые корни, а сегодня об этом можно говорить открыто. Гусевчанин Гаспаров — самый настоящий князь, хотя и без соблюдения каких-то формальностей, и гордится этим, но снобизмом по этому поводу не отличается.
«Я родился и вырос в Тбилиси»
Родной город Георгия Дмитриевича Тбилиси. По его собственному признанию, в Грузии к негрузинам отношение не столь дружелюбное, как, например, в Гусь-Хрустальном к нерусским. Он здесь чувствует себя вполне комфортно. В Гусе мало кто знает о его неординарном прошлом. С детства бабушка привила Дмитрию любовь к музыке, интерес к французскому языку, которым он овладел в совершенстве. В музыкальной школе его преподавателем была мама известного композитора Микаэла Таривердиева. Кстати сказать, в числе добрых знакомых и друзей Дмитрия Георгиевича, кроме Таривердиева, Нани Брегвадзе, Роберт Рождественский, Иосиф Кобзон, Гелоргий Гаранян, Валерий Золотухин… Первый его инструмент — виолончель, а со временем молодого музыканта «переманил» контрабас. За плечами учеба в Тбилисской государственной консерватории. Увлечение джазом привело юношу в знаменитый государственный эстрадный оркестр Грузии «РЭРО». Он играл и в других солидных коллективах, в том числе в приезжавшем в СССР на гастроли оркестре именитого американца Бени Гудмана, объездил весь Советский Союз, не раз бывал за рубежом…
Москва, Аргентина,
Ростов, Гусь-Хрустальный
С переездом на житье в Москву, играл в ресторанах, в эстрадно-симфоническом оркестре Всесоюзного радио и телевидения. Любопытно было узнать, что до серьезного музицирования Дмитрий занимался боксом, имел первый взрослый разряд. Среди увлечений Гаспарова значится и мотоспорт (отец был чемпионом тбилисского общества «Динамо» по мотоспорту), он даже выиграл призовое место в чемпионате Советского Союза по мотокроссу. Оставил музыку ради предпринимательства — нужны были деньги на более достойную жизнь, в семье росли двое сыновей. Стал заниматься не просто резьбой по дереву, но и продажей своих изделий.
Жизнь забросила Дмитрия Георгиевича на пять лет в Аргентину, где зарабатывал ремонтом элитного жилья. Вернувшись в Россию, жил и работал в Ростове. Девять лет назад при содействии сыновей, купивших дом на Красном Химике, обосновался в Гусь-Хрустальном. Когда дом сгорел, перебрался на улицу Карла Маркса. Его музой и домохранительницей стала обаятельная Любовь Федоровна. Кстати, тбилисский армянин и в свои 82 года весьма импозантен и привлекает внимание женщин. Вскоре после переезда в наш город Гаспаров стал известен в Гусе своими творческими работами. Еще в Грузии он увлекся чеканкой и резьбой по дереву. Остановился на дереве: осину было легче доставать для творчества, чем металл. Освоил и выжигание, которое использует при отделке своих деревянных изделий. В Аргентине случился перерыв: там элементарно не было осины, но навыки не растерял.
В Гусь-Хрустальном Дмитрия Георгиевича приняли, можно сказать, радушно. Он не почувствовал и не чувствует себя по сей день не в своей тарелке. Никаких националистических подковырок или тому подобного он не испытывает. Его принимают по его характеру, творческим эскападам… Поиск средств к существованию поначалу привел к намерению обучать местную детвору мотоболу. Не сложилось (начальники объяснили его возрастом – за 70 уже было), и тогда спасло многолетнее пристрастие к работе с деревом. Помогло и собственное изобретение — своеобразное многослойное лаковое покрытие. Получается красиво, оригинально и практично. По соседству находился художественный салон, куда Гаспаров и принес свои работы. Дело пошло на лад, его творения из дерева неплохо продавались, но широкая армянская душа, при всей скромности мастера, требовала большего простора. В то время важную роль в жизни армянского князя из Тбилиси сыграло знакомство с членом Союза художников Татарстана, руководителем общества гусевских художников «Нюанс» Ремом Суйфульмулюковым. Кстати, у Рема Назывовича тоже, судя по всему, есть княжеские корни. Его отец утверждал, что имел ярлык на княжение, но утерял. Пусть это будет правдой, и два князя нашли друг друга на гусевской земле. Этой дружбой Дмитрий Георгиевич очень дорожит, как и добрым расположением целого ряда других своих новых земляков, с которыми Гаспаров с удовольствием общается.
В Гусе талант Гаспарова
признали
Рем Назывович высоко оценил творческий потенциал приезжего князя, ввел его в художественную среду города, познакомил с Анной Изуитой, руководившей комитетом по культуре и туризму, и с директором городской библиотеки, в здании которой базируется «Нюанс», Мариной Сенаторовой. Анна Владимировна и Марина Анатольевна были покорены искусством работы по дереву, которым владеет Дмитрий Георгиевич, его мужским обаянием и вывели Гаспарова на городской уровень. С тех пор сувениры, вышедшие изпод руки мастера, непременно присутствуют на всех выставкахярмарках, сопровождающих большие городские празднества, будь то День города или День Никиты Гусятника… Известность гусевского художника армянского происхождения вышла далеко за пределы нашего города. Гаспаров является постоянным участником общерайонных праздников, например, в этом году его изделия можно было увидеть и купить на Празднике русского напитка в березовой роще у деревни Семеновки, в поселке Тасинском на юбилейном празднике национального парка «Мещера» и традиционных «Осенинах на Русском подворье», проводимых сотрудниками Парка… Гусевской (теперь уже!) мастер резьбы по дереву участвует и в областных мероприятиях во Владимире, Суздале, Гороховце, гордится приглашением на межрегиональную агропромышленную выставку. И везде Дмитрий Гаспаров, представляющий ГусьХрустальный, желанный гость и популярный участник ярмарочных гуляний. Он лично предлагает вниманию публики свои творения, дает пояснения, если возникают вопросы, но никогда не навязывается потенциальным покупателям, мол, купите чтонибудь. Люди и так покупают.
«Я обрусевший армянин,и мне
в ГусьХрустальном хорошо…»
Среди произведений резчика по дереву — винтажные шкатулки, крюшонницы, креманки, вазы, казацкие булавы разных размеров, человеческие фигурки… Работы в стиле «ретро» не дань моде, но проявление художественных наклонностей мастера. А в рисунках, украшающих все эти придумки, легко угадываются армянские мотивы, даже на казацких булавах. Как и сам Гаспаров, его друг Рем Суйфульмулюков считает, что по большому счёту, искусство интернационально, оно не имеет границ. Не только живопись, но и музыка, и театр, и кинематограф (прибавим — и резьба по дереву) — это язык души. С этим трудно не согласиться. И Дмитрий Георгиевич и Рем Назывович называют себя полностью обрусевшими, но в чем это конкретно выражается, Гаспаров так и не смог мне объяснить словами. Да, он хорошо чувствует себя в Гусь-Хрустальном, его, в общем-то, не волнует, какой национальности собеседник (был бы человек хороший!), а сложные отношения между армянами и азербайджанцами объясняет разностью религий – православия и ислама. У него хороший русский язык с приятным южным акцентом, да, он неплохо знаком с русской ненормативной лексикой, у него русская спутница жизни, в которой он души не чает… Но характер-то «привез» к нам уже сложившийся: ему свойственны упорство в достижении цели, умение самому встать, если ненароком споткнулся на жизненной стезе, упрямство, стремление к лидерству во всем, чем бы ни занимался, неповторимое чувство юмора вкупе с самоиронией. Эти свои черты Дмитрий Георгиевич считает исконно армянскими, под русских не подделывается, ведет себя естественно в любых ситуациях и доволен своей гусевской жизнью.
Годков бы убавить, но и в преклонном возрасте Гаспаров, пока Любовь Федоровна не видит, может встать на стул, чтобы достать шикарную деревянную с дивной росписью вазу откуда-то из-под потолка, с удовольствием занимается резьбой, готовя сувениры на очередную выставку или под заказ на продажу — к свадьбе ли, к именинам или по другому подходящему случаю. Ведь только на пенсию не проживешь, и это стремление побольше заработать, чтобы не нуждаться в чужой помощи (ни разу в жизни не занимал ни у кого деньги на личные нужды!), стимулировало Гаспарова в его творческой деятельности, расширении ассортимента художественных изделий за счет поиска новых форм и развития различных идей.
Небольшой городок, затерявшийся в Мещёре и известный на весь мир своими мастерами и художниками по стеклу, приютил Дмитрия Георгиевича Гаспарова, стал для него родным, и на вопросы покупателей «Вы откуда?» мастер с доброй улыбкой отвечает: «Из Гусь-Хрустального…», хоть и армянин он княжеского рода, родившийся в Тбилиси.
Сергей Фролкин.