Перейти к содержанию

ОБЫЧНЫЕ ПРОДУКТЫ. А В КАРМАНЕ ЁЖИТСЯ…

Практически сразу же после длительных новогодних выходных Федеральная служба государственной статистики выдала окончательные данные по инфляции-2020. По подсчетам Росстата, в декабре 2020 года потребительские цены в России повысились на 0,8% относительно предыдущего месяца, а в целом за минувший год инфляция в стране
составила 4,91% (декабрь к декабрю-2019) по сравнению с 3,04% в 2019 году.

    Однако, в такие низкие цифры официальной статистики уже никто давно не верит. Глаза, которыми мы зрим цены в магазинах говорят нам о том, что все подорожало намного больше. Не можем же мы не верить собственным глазам!
Вот и исследовательский холдинг «Ромир» замеряет цены на товары по факту их покупки и высчитывает индекс на основе чеков из магазинов в отличие от Росстата, который считает инфляцию по виртуальной корзине из товаров и услуг. Эксперты «Ромира» на основе своих расчетов определили, что индекс цен на повседневные товары, которые люди ежедневно приобретают в торговых точках, включая пищевые продукты, напитки, моющие средства, предметы личной гигиены, косметику, лекарства, одежду, растет в разы быстрее официальной инфляции. А именно, за последние 12 месяцев реальная инфляция почти в 3,5 раза больше, чем та, которую рисует государственная статистика.
К декабрю 2020 года все мы успели ощутить на собственных кошельках, а наш президент заметить на совещании с чиновниками, как до неприятности сильно выросли цены на сахар-песок (+65 процентов), подсолнечное масло (+24 процента), крупы (+ 21 процент), макаронные изделия (+11 процентов). Но почему же на верхах вспомнили только о сахаре, масле и макаронах? А что происходит с молочными продуктами, фруктами, овощами, мясом! Рыба уже практически стала недоступна для многих россиян, чей достаток ограничен пенсией или отяжелен наличием детей при зарплате в 15-20 тысяч рублей…
Тут на днях наблюдала грустную картину нашего времени: в одном из гусевских небольших магазинчиков подошла бабушка к витрине, поинтересовалась у продавщицы стоимостью минтая. Постояла, постояла, раздумывая минуты три, да и побрела себе тихохонько восвояси. Нетрудно догадаться о чем она размышляла, взвешивая все «за» и «против», прежде чем взять или не взять! В общем, «мало ль чего хочется, да в кармане ёжится». Да уж… Сегодня пенсия многих россиян не позволяет «разговеться» даже не самой дорогой рыбкой, которая в СССР была героем рыбных дней в общепите, когда в любой столовой любой работяга мог взять себе блюдо с минтаем на обед. У советских пенсионеров, пускай и не всех, за минтаем даже держалась репутация «рыбы для кошек», разве что мойва была ещё дешевле его, раза в два. А что теперь?
Уже с каким-то обреченным равнодушием многие из нас смотрят на не прекращаемое частое переписывание продуктовых ценников. Какие конфузы происходят на кассах крупных торговых сетей, когда дело доходит до оплаты набранного в корзинку… Бесконечные истории о более низкой витринной цене в торговом зале и, как правило, большей суммы, пробитой на кассе, уже стали притчей во языцех, пересудом на тему «тут цена такая, а на кассе другая».
Есть и более заморочные конфузы. Одна моя знакомая рассказала, как недавно закупалась в местном сетевом магазине. Решила она набрать два пакета немытого картофеля, приглядела который подешевле, по 25 руб. 99 коп. за килограмм, ещё взяла что-то из продуктов и пошла на кассу. И вот, когда дело дошло до картошки, то оказалось, что в прозрачном пакете среди 26-рублевого без копейки белого картофеля «затаился», по словам кассира, и более дорогой экземпляр этого овоща — красный, из другой коробки. «Но набирала то я из одного ящика», — возразила знакомая. А в ответ ей: «Необходимо вернуться к стеллажу и перебрать пакеты, отсортировав красную от белой». Можно себе представить, как всё это муторно и неприятно, особенно после трудового дня, когда все мысли только о том, как бы побыстрее очутиться дома.
Картофель же в коробках действительно оказался вперемежку из разных сортов. «Это вы, покупатели, и виноваты – сами перекидываете туда-сюда», — вдруг озвучила причину случившейся «непонятки» сотрудница магазина, занявшаяся изъятием «красного деликатеса». Здравствуйте, приехали! Нашёлся крайний – покупатели…
На следующее утро моя знакомая ради спортивного интереса снова наведалась в этот же магазин к стеллажу с картофелем, так сказать, разведать обстановку. Хвала сотрудникам: картофель в ящиках, что подешевле, перебрали, отсортировали на только белый… Интересно другое — между конфузом и вторым посещением магазина прошла одна ночь, а ценник даже на только белую картошку с утра успел поменяться на 27 руб. 39 коп. за килограмм. Нехитрым математическим расчетом получаем результат: буквально за ночь цена на обычный картофель белый выросла на 1 рубль 40 копеек или более чем на 5,3 процента от вчерашней стоимости.
Кстати, судя даже по этому случайному наблюдению, не надо быть экспертом «Ромира», чтобы не понять насколько далеко действительность ушла от официальных цифр. Так далеко, что на днях российский Картофельный союз предложил ввести специальные категории — некую «эконом-картошку». Речь — о продаже мелкого картофеля, фасованного в пакеты по 2,5, 3 и 5 килограммов. Дальше-больше. Директор Плодоовощного союза Михаил Глушков высказался за то, чтобы аналогичным образом поступить и с огурцами. Например, продавать кривые огурцы как экономкласс, т.е. дешевле. Если так пойдет, боюсь, как бы не пришлось все сильнее заморачиваться и продавцам, и покупателям, как в истории с разнокалиберным картофелем в одном ящике.
Да и на счет качества таких эконом-продуктов стоит призадуматься. Ведь раньше вся картофельная мелочь и некалиброванные овощи шли на корм скоту… А обычная еда, что, перейдет в разряд «премиум»?
Чем же здесь объяснить подобные методы борьбы с ростом цен? Неужели одними лишь общемировыми тенденциями, которыми высшее руководство страны оправдывает выросшие цены? Хотя, знаете, мы неплохо смотримся со своей инфляцией на фоне, например, Турции, где этот показатель составил 14,4 процента, Киргизии – с 8,2 процента, Казахстана – с 7,3. Правда, стоит добавить, неплохо смотримся на их фоне со своими официальными, а не с реальными цифрами инфляции. Но даже эти показатели Росстата (4,91 процент) практически в три раза хуже, чем в Евросоюзе, где рост цен в среднем составил всего 1,5 процента, максимальный показатель в Польше – 3 процента, минимальный установлен в Греции – там вообще продукты за год подешевели на 2,1 процента.
В магазинах, конечно, есть всё. Хочется надеяться, что и дальше будет всё, без дефецита. Цены тоже скакнули не в разы, а на определенные проценты от стоимости товара. Просто бедность маячит на пороге у многих рядовых граждан, а к кому-то в дома уже пришла и нищета, зарплаты не поспевают за курсом рубля, инфляцией, растущими налогами, платежками и т.д. А ведь надо не только есть и оплачивать услуги ЖКХ, но и одеваться, обуваться, на это денег сегодня тоже не хватает. Помнится, два года назад неприятное удивление у пресс-секретаря президента Д. Пескова вызвало сделанное Росстатом открытие о том, что 35,4% российских семей не могут позволить себе купить всем домочадцам две пары обуви по сезону. Тогда он затруднился прокомментировать журналистам эту статистику. Напомню, данные содержались в результатах комплексного наблюдения Росстатом условий жизни населения за 2018 год. В августе 2020 года мы дожили до почти 80-процентного роста числа граждан, обратившихся за микрозаймами для того, чтобы собрать своих детей в обычную российскую школу. Подобное уже не удивляет, подобное уже гнетёт здравомыслящих людей.
Что будет дальше – сказать трудно даже опытным экономистам. Насчет продуктов, очевидно то, что уже произошло с 1 января 2021 года: повысились минимальные розничные цены на водку на 5,7 процента, на коньяк и игристое вино – на 3 процента. Связано подорожание с ростом акцизов на алкоголь. Аналитики прогнозируют рост стоимости всей алкогольной продукции в наступившем году на 5-7 процентов. Также с 1 января резко повысилась акцизная ставка на сигареты – на 20 процентов. По словам экспертов, это может привести к росту пачки сигарет в среднем на 16-20 рублей.
На рост цен на молочную продукцию может повлиять обязательная её маркировка. По сути же, отмечают специалисты, маркировка представляет косвенный налог на товары, когда из-за необходимости выполнения требований нужна закупка специального оборудования, следовательно, себестоимость упаковки становится выше. Цены в итоге тоже вырастут, по оценке экспертов, на 10 процентов. Закон об утилизации упаковок всех товаров вполне может сыграть на росте цен ввиду компенсации затрат на повышенный экологический сбор за счет роста стоимости товара.
Получается, сами законы ведут к новому подорожанию товаров. А между тем, пока придумываются всё новые и новые подобные нововведения, дело дошло до того, что россиянам становятся недоступны элементарные продукты питания. Даже самая обычная рыба «минтай» для обычного российского пенсионера переходит в разряд деликатесной еды, не иначе премиум лакомства.
Обзор подготовила
Оксана Добровольская.

Поделиться ссылкой:

Опубликовано в рубрикеГазета Гусевские вестиДостучаться до небес

Оставьте первый коментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.