Есть такой коротенький анекдот: «Услуги ЖКХ дорожают… Экономьте воду и свет. Принимайте ванну вместе и при свечах». Последовать советам этого острословия, конечно, вполне возможно. Но если с начислениями по квартирным счетчикам на воду или электричество всё более-менее понятно, то счета за общедомовые нужды порой становятся предметом пристального изучения у прокурора в кабинете.
В этом номере газеты, продолжая знакомить наших читателей с итогами работы межрайпрокуратуры за прошедший год, мы уделим внимание надзорной деятельности ведомства за управляющими компаниями и ТСЖ. Также поднимем тему не всегда результативного контроля различных служб исполнительной власти, будь то жилищная инспекция или другая инстанция, за действиями тех, на кого поступают жалобы от жителей или общественников. И заодно поразмышляем: что означает подобная безрезультативность – нежелание вникать в проблемы жалобщиков или действительно отсутствие на то оснований?
В конце ноября 2020-го жители дома 21 по ул. Красноармейской получили квитанции, а в них… перерасчет на крупные суммы за пользование горячей водой, как оказалось за 2019 год. Речь шла об оплате ОДН – за горячее водоснабжение общего имущества собственников жилья. Однако, в платежках люди не обнаружили период, за который была начислена дополнительная плата, не были указаны ни примененные расчеты, ни тариф перерасчета. В общем, вот вам сумма и платите, управляющая компания так решила, значит, всё по закону.
Но Россия – страна достаточно образованная, если учесть, что среди нас пока ещё преобладает количество выпускников советских школ, складывать числа и анализировать ситуацию многие умеют. Одним словом, возмутились люди зверскому до неприличия (как им показалось и не зря) аппетиту «управляшки». Прикинули они в уме и посчитали, что их дому пытаются предъявить счет на лишнюю сумму в районе трехсот тысяч рублей, причём за услуги неясного характера, как было написано в обращениях в прокуратуру и Государственную жилищную инспекцию, размещенных активистами на всеобщее обозрение в соцсетях.
Кстати, цифры в квитанциях варьировались от трёх до двенадцати тысяч рублей, что для большинства граждан любого провинциального городишки как наш – на грани возможностей.
Сильно удивились предновогодним «сюрпризам» с перерасчетами, да ещё и в период пандемии, когда с финансами, прямо скажем, тяжело, и жильцы нескольких других домов, что на улицах Чапаева и Транспортной. В дома с централизованной подачей горячей воды также пришёл перерасчёт за горячую воду, а в почтовых ящиках квартир с газовыми колонками лежали квитанции с дополнительным начислением за свет.
Об этом писали не только местные, но и областные СМИ, давая оценку сему событию, как настоящему коммунальному беспределу. В коммунальном конфликте стала разбираться Гусь-Хрустальная межрайпрокуратура. Выяснилось следующее:
«В конце 2020 года установлено, что управляющая компания, обслуживающая немало домов на территории города и района, в одностороннем порядке в нарушение различных нормативных актов подала документы в ЕРИЦ об увеличении платы за горячее водоснабжение общего имущества собственников жилья. В частности, жалобы поступили от жителей дома 21 по ул. Красноармейской», — комментирует проверку доводов из обращений руководитель межрайпрокуратуры Степан Володин и поясняет далее: «Но для повышения платы нужно было провести собрание собственников жилья с составлением протокола, и в нем было бы отражено решение собственников жилья. Ничего подобного не сделано, а управляющая организация вдруг приняла решение повысить тариф за длительный период времени с момента заключения с домом договора управления. Как?!»
В общем, по итогам проверки прокуратура внесла представление.
Хотя и с опозданием, но отреагировал всё же и ЕРИЦ, так как его сотрудники в нарушение закона изначально не перепроверили поступившие к ним сведения, удовлетворившись простым информационным письмом от управляющей компании, а в итоге пострадали интересы жителей.
Кто-то успел даже заплатить. Почему-то внутреннее чутьё подсказывает мне, что обычно такими чересчур дисциплинированными бывают в основном пожилые люди с их мизерными пенсиями, уходящими в основном на коммуналку, лекарства и сколько останется на еду.
По словам прокурора, требованием надзора к управляющей компании стала корректировка платы за ОДН. Несмотря на некоторые попытки организации сопротивляться букве закона, Степан Володин убежден, что веское последнее слово останется за прокуратурой.
На вопрос «А кто уже заплатил, тем что делать?» прозвучал ответ, что прокуратура внесла представление о перерасчете будущих периодов.
НА НЕТ И СУДА НЕТ?
А теперь об органах исполнительной власти, в чьи непосредственные обязанности входит проводить проверки по доводам жителей в сфере ЖКХ. Как сообщил нашей редакции представитель регионального штаба ОНФ во Владимирской области Руслан Зарипов, занимавшийся проблемой, судя по ответу, полученному жителями дома 21 на ул. Красноармейской, государственная жилищная инспекция (сокращенно ГЖИ) де-факто отказала им в проверке, сославшись на коронавирус. Мол, пандемия, поэтому проверки не ведём.
Подобный ответ действительно был распространен. Мне лично пришлось поучаствовать в переписке с инстанциями жителей двухэтажного восьмиквартирного дома по ул. Набережной, но здесь жалоба касалась начислений ОДН за свет, составляющих более половины (практичеки 2/3) от сумм по квартирным счетчикам. Толков, к сожалению, пока не нашли. Содержание ответа из инспекции госжилнадзора области, датированного декабрем 2020-го, люди охарактеризовали, как «какую-то очередную отписку». Судите сами: сообщалось, что для объективного рассмотрения поставленного в обращении вопроса необходимо проведение проверки, но она не проводится по электронным обращениям (а было электронное обращение от жителей с ул. Набережной). В то же время личные приемы не ведутся из-за коронавируса, рекомендовано направлять обращения почтой через сайт ГИС ЖКХ. Также упомянуто постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438 с длинным названием про допустимость внеплановых проверок, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. И наконец, окончание ответа из инспекции совершенно перечеркивает надежду прояснить в ближайший период хотя бы что-то: в связи с тем, что обстоятельства, изложенные в обращении, не содержат угрозы жизни и здоровью, то и проверка по указанным доводам не может быть проведена ввиду временного законодательного запрета.
Смысл ясен: угроза людскому карману, из которого возможно незаконно выкачиваются лишние деньги, не подпадает под временное необходимое условие для проведения проверки.
— Получается так? – интересуемся у прокуратуры.
— Но согласитесь, это (имеются в виду начисления за коммунальные ресурсы – примеч. редакции) напрямую не связано с угрозой жизни и здоровью, — звучит в ответ нам.
— Но тогда под шумок при невозможности проведения многих проверок складывается некая заманчивость для коммунальных злоупотреблений, — всё же настаивает на невыгодно сложившихся для населения обстоятельствах Руслан Зарипов, также принимавший участие в пресс-общении с прокуратурой как руководитель телеканала. И тут же приводит прокурору другой более противоречивый пример, когда необходимой, «не отписочной» реакции на жалобу жителей также не последовало, на этот раз от Роспотребнадзора.
Дело было прошлой осенью. Экспертиза воды, идущей для питьевых нужд в дер. Мокрое, показала несоответствие её требуемым нормам. Районные жители через сайт Генеральной прокуратуры потребовали разобраться в ситуации, прокуратура направила жалобу в Роспотребнадзор. А оттуда — ответ, схожий, как и в предыдущих случаях с коммунальными начислениями: внеплановые проверки не проводим в связи с пандемией. Отказ Роспотребнадзора последовал даже несмотря на то, что вода является источником жизнеобеспечения и от её качества зависит здоровье, а в некоторых случаях и жизнь. Казалось бы, это вам не ОДН с угрозой лишь кошельку потребителя, это более серьезно.
И снова обратимся к закону, но немного с другой стороны. Ведь если вода не соответствует нормативам, то даже ресурсоснабжающая организация должна, как минимум, через СМИ уведомить об этом граждан, а также сообщить о плане мероприятий по устранению причин. Но…
Но, увы, получается, что тревожная коронавирусная ситуация, сложившаяся в 2020 году, превратилась в прямо-таки «отписочный рай» , когда постановление правительства относительно ограничения проверок по обращениям, порой используется всего лишь как причина для красного словца на бумаге, но не реальной помощи. Однако, это моё личное мнение как человека, которому по роду деятельности не чуждо подобное общение с различными инстанциями. Наверняка, кто-то думает иначе.
К слову сказать, последний случай, связанный с заявлением жителей о несоответствии воды нормам, прокурор взял на контроль.
Как бы там ни было, если вы считаете, что в той или иной сфере нарушены ваши законные права, в прокуратуру обращаться стоит, в том числе и на бездействие сотрудников других организаций. Ведь под лежачий камень, как говорит народ, вода не течёт.
ОКСАНА ДОБРОВОЛЬСКАЯ.