В прошлом ноябре исполнилось 90 лет Лидии Петровне Дубовской, пережившей в детстве ужасы Великой Отечественной войны, отдавшей полвека родному предприятию — стеклозаводу им. Дзержинского. Дитя войны, она, как и ее немногочисленные ровесники, не может без волнения, без слез вспоминать те пропахшие порохом голодные, холодные годы.
Папа всю войну на фронте
Отец Лиды Ванчуриной Петр Михайлович работал директором солидного завода в Калининской области (ныне Тверская). Его призвали в армию еще до начала войны с Германией, а когда грянуло 22 июня, и враг яростно наступал, его семью заставили спешно эвакуироваться в Сибирь. Жене и детям ответ работника пощады от фашистов ждать не приходилось.
Родилась Лидия Петровна в городе Корчева, который был затоплен во время строительства гидроэлектростанции, и сознательное детство ее, в том числе военное, пришлось на годы жизни в Конаково. У мамы Пелагеи Афанасьевны было четверо на руках — трое своих детей и ее младшая сестренка, которая с малолетства жила с ними.
Ванчурины не успели, как следует, собраться, когда их погрузили в грузовик и повезли на станцию. Став в одночасье беженцами, они ехали в Сибирь без теплой одежды, без еды и воды. Машинист останавливался у котлованов с водой, где люди набирали жизненно важную влагу в бутылки, банки, а у Пелагеи Афанасьевны такой тары не было, приходилось просить у соседей по вагону. И так промучились семь дней.
По дороге встретился разбитый поезд с селедкой. Машинист затормозил, и все набрали этой самой селедки. Теперь было, что поесть, но от недостатка воды страдали еще больше. И тут мама, которая измучилась от нищенской жизни в дороге с такой оравой детей, решила вернуться в Конаково.
Нелёгкое возвращение домой
В родной город приехали через Калинин, который вскоре оказался под немцем. Приблизились фашисты и к Конаково, но мама решила: «Все, хватит! Никуда не поедем!». Враг в город так и не вошел: пришедшие на помощь сибирские дивизии остановили немцев всего в 6 км от Конаково. Всю войну голодали, с одеждой — тоже беда. Как-то выжили во многом благодаря тому, что Пелагея Афанасьевна была портнихой и нашла себе работу, да такую, что дети ее почти не видели. Сшила Лиде платье из двойной марли да еще цветочек соорудила из той же ткани.
С продуктами немного помогала знакомая женщина из деревни. Некоторое время была благотворительная помощь из-за рубежа, от союзников. Все тяготы ложились на плечи хозяйки, а дети — они и есть дети, переносили трудности намного легче. Только игры были, в основном, с военным уклоном. Но были и серьезные занятия.
Лида слыла девочкой артистичной, поэтому ее приглашали участвовать в концертах для раненых бойцов. Госпиталь располагался в 5 км в Карачарово, куда юные артисты добирались пешком. Солдаты иногда угощали детишек сахарком. С братом ходили в лес по дрова…
Отец был настоящим коммунистом
Мать так устала, что с возвращением мужа из армии, работать перестала, посвятила себя семье. Петра Михайловича назначили директором предприятия по линии Маслопрома в поселке Есеновичи, куда он перебрался вместе с семьей. Через несколько лет вернулись в Конаково, где отец занимал важную должность на знаменитом фаянсовом заводе. Он был истинным коммунистом, участвовал в партийных делах, вел занятия в системе политучебы. Его уважали и за деловые качества, и за чисто человеческие. Он ушел из жизни в 66 лет, сказались последствия фронтовой жизни. Гражданская панихида состоялась в заводском клубе.
Училась в Москве, направление получила в Гусь-Хрустальный
После десятилетки Лида Ванчурина поступила в Московский индустриальный техникум. В столице на инженера-энергетика учился старший брат Геннадий (прожил 93 года!) — большой умница, сталинский стипендиат! Он часто ходил по театрам и всегда брал с собой сестру. Они посмотрели лучшие спектакли с участием знаменитых артистов. Тетя-сестра Елена осела в Москве, строила метрополитен. Младшая сестра Людмила из Москвы вернулась в Конаково и наслаждается жизнью на берегу Волги.
Лидия Петровна после техникума, в 1954 году, была направлена в Гусь-Хрустальный на стеклозавод им. Ф.Э. Дзержинского лаборантом в цех КШПС — конвейер шлифовки и полировки стекла, первый в Советском Союзе (в его строительстве она принимала активное участие). Набравшись опыта в должности технолога, работала мастером, а со временем — начальником цеха. С переименованием его в цех строительного стекла сохранила ту же руководящую должность.
Сослуживцы называли ее незаменимой, так как Лидия Петровна освоила практически все заводские технологии, в их числе — прокат узорчатого и армированного стекла, а это очень сложное производство. Всем руководила. Работала день и даже ночь, если шел бой стекла. Отдельное занятие — производство стеклокристаллита с освоением выработки глушёного стекла — было полностью на Дубовской. Фамилию Лидия Петровна сменила в 1956 году, когда вышла замуж за слесаря газового хозяйства Геннадия Иосифовича Дубовского.
Новые времена — новые заботы
В 1992 году цех полированного строительного стекла был реорганизован в АО «Стройтехстекло». Лидия Петровна, как бесценный работник, получила пост начальника цеха выработки строительного стекла, т.е. ту же в совершенстве освоенную должность. Через 6 лет Дубовская стала техническим директором завода «Стройтехстекло», два года спустя – начальником производства. В 2001 году она назначена на должность заместителя генерального директора «Стройтехстекла». В 2003 году Лидия Петровна покинула завод по состоянию здоровья. В те тревожно-неопределенные времена она была фактическим руководителем производства. Гендиректоры-менеджеры приходили и уходили, а всевозможные заботы были на ее плечах, ведь начальники Дубовской в стеклоделии не разбирались, а она все знала и все умела.
Из трудовой книжки следует, что для Лидии Петровны регулярные премии за отличную работу и рацпредложения были обычным делом. В числе многочисленных наград медаль «За трудовое отличие. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», а также звания «Лучший рационализатор завода» и «Лучший рационализатор Владимирской области». Руководство высоко ценило ее заслуги и берегло: каждый отпуск выделялись путевки на санаторнокурортное лечение.
На заслуженном отдыхе
Сегодня Лидию Петровну заботит сад-огород в деревне Бабино, а еще здоровье (каждодневные прогулки) и дела единственного сына. Владимир Геннадьевич получил два высших образования, он замечательно разбирается в стеклоделии, имеет многогранный опыт руководящей работы. И конечно, это первый помощник мамы в огородных и прочих делах.
Уважаемая Лидия Петровна, примите слова глубокой признательности за Ваши труды, за Вашу жизнь! Редакция «Гусевских вестей» желает здравия и всего самого доброго!
Сергей Фролкин. Фото из семейного альбома Дубовских.