Четверг, 9 мая, 2024
ДомойГазета Гусевские вестиДиалоги о важномРАБОТА НАД БЮДЖЕТОМ: ВАЖНО, ЧТОБЫ ДОХОДЫ ГРАЖДАН РОСЛИ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЦЕНЫ В...

РАБОТА НАД БЮДЖЕТОМ: ВАЖНО, ЧТОБЫ ДОХОДЫ ГРАЖДАН РОСЛИ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЦЕНЫ В МАГАЗИНАХ

Работа над формированием главного финансового документа Владимирской области идет полным ходом. В середине ноября состоялось публичное обсуждение проекта областного бюджета на 2024-й и плановый период 2025-2026 годов.

В этом материале мы не будем пересказывать подробную картину по бюджетным цифрам доходов и расходов, тем более она доступна в сети Интернет, в т.ч. на официальном сайте Заксобрания Владимирской области. Обратим внимание читателей лишь на то, что давая оценку представленного на обсуждение проекта регионального бюджета, председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Заксобрания Михаил Максюков отметил его сбалансированность, социальную направленность, безопасный уровень государственного долга. Также парламентарий выделил такую черту, как повышение собственных доходов бюджета и последующее в течение трех лет снижение бюджетного дефицита с 7,8 млрд рублей в 2024 –м до 500 миллионов рублей в 2026 году.

Еще один момент, который зацепил внимание нашего издания, это завершающий акцент, сделанный в конце доклада министром финансов области Вячеславом Кузиным, представлявшим проект регионального бюджета. Вячеслав Павлович определил главной задачей необходимость научиться расходовать бюджетные средства. А это, в первую очередь, деньги налогоплательщиков, т.е. каждого из нас. Главный финансист области обозначил наличие существенной проблемы с эффективной реализацией расходов, особенно, инвестиционного характера и именно в муниципальных образованиях.

В свою очередь, Михаил Максюков, соглашаясь с наличием остроты вопроса межбюджетных отношений, высказал позицию о необходимости совершенствовать систему распределения финансов по муниципалитетам, делая её более справедливой.

В общем-то, дискуссия публичных слушаний о том, как будет жить 33-й регион ближайшие три года, получилась весьма разносторонней. В настоящее время областной парламент продолжает кропотливую и тщательную работу по принятию бюджета, на этой неделе он прошел первое чтение.

Между тем наша редакция пообщалась с председателем комитета по бюджетной и налоговой политике, гусевчанином Михаилом Максюковым на тему основных бюджетных тенденций на предстоящий год. В прямом диалоге мы затронули и проблему неэффективного расходования средств на местах, и поинтересовались у парламентария — как же всё-таки долженработать упомянутый им в ходе публичных слушаний принцип справедливого распределения средств. Несмотря на существенную загруженность и занятость, Михаил Юрьевич нашел время на встречу с нами, за что ему отдельное спасибо.

— Михаил Юрьевич, каковы основные тенденции областного бюджета на 2024 год, его расходные направления?

— Предполагается, что доходы областного бюджета будут расти. Прогнозируется рост нашей экономики в 2024 году примерно на 3%. Я считаю этот прогноз консервативным. Думаю, что в реальности и экономика, и зарплаты граждан должны вырасти сильнее, чем заложено в бюджете. В 2024 году вместе с ростом доходов произойдет и рост расходов. Традиционно большая часть бюджета – это социальные расходы, выплата заработной платы нашим бюджетникам: врачам, учителям, работникам культуры, спорта, муниципальным служащим и др. Есть ряд направлений по здравоохранению, существенный социальный пласт со значительными суммами расходов – образование. Это – основа бюджета 2024 года.

Вместе с тем необходимо отслеживать, чтобы доходы граждан росли быстрее, чем цены в магазинах, чтобы доходы обгоняли инфляцию. В этом направлении федеральное правительство принимает ряд мер.

— Безусловно, все основные бюджетные тренды закладываются на федеральном уровне. Вы и губернатор области в октябре приняли участие в слушаниях в Совете Федерации по проекту бюджета нашей страны на предстоящий год. Для вас, как для председателя комитета по бюджету и налогам, что важно было услышать относительно федеральных финансовых курсов?

— Да, традиционно с федеральными коллегами вместе рассматриваем проект закона о бюджете. Обратил внимание, что все расходы федерального бюджета (а это свыше 35 триллионов рублей) будут обеспечены доходами, по мнению Министра финансов РФ Антона Силуанова. В качестве ряда мер, которые будут приняты, чтобы наполнить бюджет страны, приведены плавающие экспортные пошлины, т.е. в случае снижения курса рубля они будут гибко вводиться и пополнять бюджет, как всегда нефтегазовые доходы, также доходы от крабовых аукционов и другие некоторые меры. Не будет хватать на расходы – есть Фонд национального благосостояния, он тоже будет пополняться дополнительными доходами от продажи нефти при цене свыше 60 долларов за баррель.

Очень много внимания уделяется доходам граждан. В нашей области в закон о бюджете заложен осторожный рост зарплат. Но на самом деле, беря во внимание, что на рынке труда наблюдается нехватка кадров и соответственно существенная конкуренция предприятий за трудовые ресурсы, думаю, что зарплаты будут расти быстрее.

К примеру, в федеральном бюджете заложено, что рост минимального размера оплаты труда (МРОТ) составит сразу 18% в 2024 году, т.е. его размер превысит 19 тыс.руб. Это значит, что те граждане, которые зарабатывают немного, получат рост зарплаты на уровне повышения МРОТ. Обратите внимание, что целевое значение инфляции, заложенное Правительством РФ при вёрстке федерального бюджета, определяется на уровне 4,4%, а рост МРОТ на 18%. За 2023 год инфляция будет выше 7%, но всё-таки не 18% (как рост МРОТ). Речь идет про официальную статистику, но это говорит о том, что цены не вырастут быстрее, чем зарплаты и другие доходы, те же пенсии. Целевая величина средней пенсии по стране установлена в 22 тыс. руб., конечно, у кого-то больше, у кого-то меньше. Этот процесс очень важно отслеживать.

Говоря о планке реальных доходов граждан перед инфляцией, Михаил Максюков отметил, что здесь у областной власти не так много рычагов. Они в основном сосредоточены у федерального правительства и Центробанка.

— В федеральном бюджете средства на дорожный ремонт даже немного увеличены по сравнению с предыдущим годом. А каковы финансовые тренды Владимирской области на будущий год в плане дорог?

— Действительно, в федеральном бюджете средства на дороги примерно на уровне прошлого года. В нашей области тенденция та же. Полагаю, по факту дорожный фонд по области составит свыше 9 млрд руб. Темп здесь не будет снижен.

Однако, для Гусь-Хрустального заложено чуть меньше средств, чем в прошлом году. И здесь обращу внимание, особенность федерального бюджета на 2024 год в том, что многие расходы не распределяются законом о бюджете. Т.е. правительство будет иметь гибкий быстрый инструмент распределять средства по регионам бюджетной росписью. И у Владимирской области есть шансы получить дополнительные

средства. Губернатор А.А. Авдеев подчеркивал необходимость ускорять работу над проектами, по которым 33-й регион может увидеть финансирование: своевременно определиться, подготовить проектную документацию, защитить заявку, получить средства, произвести работы.

Я рассчитываю, что в т.ч. и дорожные средства в Гусь-Хрустальный придут дополнительно, свыше заложенной на сегодня суммы. Напомню, третий год подряд дорожный фонд районного центра более 100 млн руб. Если поддерживать этот темп и дальше несколько лет, то ситуация изменится к лучшему. В значительной степени дороги и тротуары приведены в порядок, но работать ещё есть над чем. А так как, по мнению жителей, глобальной проблемой нашего города является состояние дорог и тротуаров, то и надо уделять повышенное внимание этому вопросу, а также контролировать качество дорог. У нас же меньше половины дорог находятся в нормативном состоянии, примерно столько же заасфальтированы. И это в городе…

В свою очередь глава региона с пониманием относится к данной теме, будем рассчитывать на повышение средств.

— Областные депутаты помимо рекомендаций по объему финансирования дорожной деятельности предложили областному правительству разработать систему более справедливого распределения средств по муниципалитетам. В чем суть «предложения о справедливости»?

— По уровню доходов города области не равны между собой. В одних хватает налогов, чтобы профинансировать основные обязательства, в других – не достаёт. У Владимира достаточно, у Гусь-Хрустального – нет. Я неоднократно отмечал, в т.ч. на публичных слушаниях, что гусевчане не хуже владимирцев, владимирцы не хуже ковровчан и т.д. Т.е. каждый гражданин имеет право на достойный уровень жизни, который не должен сильно зависеть от того, в каком городе он проживает.

Должно быть более справедливое распределение средств. Да, сейчас областной Минфин использует методику по выравниванию бюджетной обеспеченности так, чтобы не было большой разницы. И всё же полагаю, что данная методика требует корректировки.

Гусь-Хрустальному катастрофически не хватает собственных доходов, и это отражается на внешнем облике города, его благоустройстве. Плачевный вид – это в том числе результат недостатка финансирования, нехватки собственных доходов, хотя далеко не всегда играет роль лишь причина отсутствия денег. Есть и некачественная работа городских служб, это надо признавать.

Поэтому, как депутат, вижу одной из основных своих целей определение системы справедливого распределения денежных средств по муниципалитетам.

— Вы упомянули, что последние три года дорожный фонд шел в рост, в нашем городе тоже. Но опять же, вы ни раз обозначали и проблему неэффективного расходования средств на местах, подчеркивали, что вопрос контроля за тем, насколько качественно тратятся дорожные деньги (да и не только дорожные), стоит остро…

— Давайте вспомним, что только в этом году в Гусь-Хрустальном отремонтировано двадцать дорог и тротуаров. Хороший показатель. Но часто от жителей можно слышать, что дороги вместе со снегом сходят по весне. Поэтому я предложил инструмент общественного контроля под названием «карта нормальных дорог», где указаны все дороги, которые делались за последние пять лет. Пятилетний период – это действие гарантийного срока, когда в случае чего можно предъявить претензии подрядчику и обязать устранить недочеты за его счет. Эту карту я разместил в свободном доступе в соцсетях. А заодно ещё в августе разослал каждому депутату гусевского Горсовета с перечнем, какие дороги ремонтировались на округах, дабы они в ответ сигнализировали о нынешнем их состоянии.

 И какая, вы думаете, последовала реакция? Ни одного сигнала о проблемах! Звенящий ноль! Получается, что гусевские дороги и тротуары, сделанные в течение пяти лет, хороши?… Согласитесь, звучит как-то неправдоподобно. Возможно, местные депутаты пока не оценили этот инструмент контроля. В настоящее время перечень подкорректирован, с учетом того, что для каких-то дорог гарантийный период уже завершен, снова данную информацию разошлём городским депутатам.

По моему мнению, в плане повышения дисциплины среди подрядчиков и ответственности городской службы единого заказчика, данная мера должна стать одним из рабочих инструментов контроля. Надо его отладить.

— Формирование резерва бюджетных средств для участия в федеральных программах – ещё одна полезная наработка. Насколько она выгодна области?

— Благодаря распределению средств бюджетной росписью (без внесения изменений в закон о бюджете) субсидии и другие ассигнования будут очень быстро распределяться в течение года. И надо успевать. Резерв для того и создается, чтобы при возникновении новой программы либо возможности участия в тех, что уже запущены, можно было бы очень быстро получить федеральное финансирование, показать свою долю софинансирования, принять участие, сделать работы.

На три года проектом регионального бюджета предусмотрен резерв на участие Владимирской области в федеральных программах, национальных проектах в сумме 1 млрд 256 млн рублей. Из них на 2024 год – 204,7 млн рублей.

— Областной бюджет грамотно подходит к этому направлению. У нас министерство финансов здесь работает очень профессионально, и возможности такие даются. Это касается и дорожной деятельности, и капремонта школ, детских садов, и переселения из ветхого и аварийного жилья, и вопросов благоустройства, и коммунальной техники, и уборки, и здравоохранения.

Например, взять строительство дополнительного корпуса городской школы №15. Своевременная проработка проекта и резерв средств для участия в пр екте позволили начать строительство. К сожалению, затягиваются сроки сдачи объекта, но тем не менее деньги пришли. Поэтому надо уметь грамотно и быстро пользоваться столь эффективным инструментом.

Не менее конструктивной, а в чем-то для гусевчан даже более «интересующей повесткой», если так можно выразиться, получилась та часть общения с Михаилом Максюковым, которая касалась непосредственно конкретных бед и радостей города Гусь-Хрустального.

О том, по какой причине в Гусе «где-то густо, а где-то пусто», а также почему не стоит отбивать у предпринимателей частное желание делать город лучше, читайте в следующей статье.

ОКСАНА ДОБРОВОЛЬСКАЯ.

Поделиться ссылкой:

Оцените этот материал
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.